Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ в работе учителя-логопеда

Аннотация: Работа логопеда в ДОУ предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности ребёнка в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого есть нарушения мышления, памяти, внимания, а также и общей и мелкой моторики.  Исходя из этого, возникает потребность комплексной коррекционно – оздоровительной работы с воспитанниками, которая состоит из дыхательной, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, упражнения на мышечную релаксацию, задания на развитие ВПФ, упражнения для профилактики нарушений зрения, а также логоритмику.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЗАНЯТИЙ УЧИТЕЛЯ — ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ДОУ

Важнейшими условиями восстановления правильной речи у детей с речевой патологией – это плавный спокойный выдох и четкая ненапряженная артикуляция. Стоит отметить, что обязательным условием является отсутствие органических и механических повреждений органов речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Как правило, у детей с речевой патологией дыхание поверхностное,, аритмичное, «неполное». Упражнения дыхательной гимнастики, используемые на занятиях логопеда, помогают выработать диафрагмальное дыхание, силу и правильное распределение выдоха.

Примеры упражнений:

1 «ЧАСИКИ» Часики вперед идут, за собою нас ведут.

И.п. – стоя, ноги слегка расставленны.

1 – взмах руками вперед – «тик»(вдох)

2 – взмах руками назад – «так»(выдох)

10-15 раз.

2 «ПЕТУХ» Крыльями взмахнул петух, всех нас разбудил он вдруг.

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить.

1 – поднять руки в стороны (вдох)

2 – хлопнуть руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох)

5-6 раз.

3 «НАСОС» Накачаем мы воды, что бы поливать цветы.

И.п. – о.с

1 – наклон туловища в сторону (вдох)

2 – руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох)

10-12 раз

Для выработки правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, нужных для правильного произношения звуков используется артикуляционная гимнастика. Именно с её помощью вырабатывается сила голоса, его темп и точность. Основная её задача: отработка определенных положений рта, губ, языка. С правильно подобранными упражнениями поставить  звук становится проще, артикуляционный уклад формируется быстрее, речевое развитие идет ускоренно.

Примеры упражнений:

  1. Открыть рот и подержать открытым (а — а — а — а), закрыть.
  2. «Заборчик» — губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
  3. «Хоботок» — губы вытянуты вперёд трубочкой.
  4. «Лопатка» — широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 секунд.
  5. «Иголочка» — рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» — «Иголочка».
  6. «Часики» — рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
  7. «Качели» — движение языка: нос — подбородок.

В работе учителя  — логопеда особое место отводится упражнениям на развитие движений пальцами, данный комплекс упражнений именуется пальчиковой гимнастикой. Задания на развитие мелкой моторики являются мощным методом развития детей с речевой патологией.

Примеры упражнений:

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.                    пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.        трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.        «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем,        поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем.        гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.             скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.        каждый палец зажимаем в кулачке

При появлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания ребенка на занятии используются двигательно – речевые физкультминутки и игровая гимнастика ( логопедическая ритмика).

Пример упражнений:

«Куда?»
(работа над интонацией).

Куда? (резко вверх)
Остановитесь!  (Стоп! – закрутка).
Куда? Куда?
Вернитесь! (требовательный жест рукой к себе).
Не смейте убегать! (естественное движение).

«Говорим вместе»
(работа над темпом речи)

По лестнице вверх тихо иду.
С лестницы вниз быстро бегу.

Дети представляют,  как поднимаются по лестнице вверх, показывают движения на месте, высоко поднимая ножки, согнутые в коленях. Быстро бегут в круг.

Вывод:

Проводимая работа показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях позволяет решить несколько задач:

  • Способствует повышению речевой активности;
  • Развивает речевые умения и навыки;
  • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • Активизирует познавательный интерес;
  • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Емельянцева Ольга Николаевна
МБДОУ ДС Ромашка, учитель — логопед
Курганская область, город Петухово

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.