К вопросу содержания и направлений коррекционного образования в общеобразовательном учреждении
В ООУ часть детей нуждается не только в образовательной, но и в коррекционной помощи.
Можно выделить несколько направлений коррекционной работы в ООУ:
- диагностика детей;
- коррекция дефектов;
- профилактика нарушений развития;
- консультирование педагогов и родителей.
Содержание коррекционного образования видится в:
- ранней диагностике и коррекции;
- развитии разных сторон речи: лексики, грамматики, звуковой культуры и связной речи.
- в подготовке к обучению грамоте.
Из литературы известно, что дети рождаются с теми или иными способностями. Детей с высокими природными способностями приблизительно 10% .[2]
Специфическими человеческими способностями являются: речевые, музыкальные, художественные, моторные, которые развиваются в деятельности дома и в детском саду, их важно заметить. Но этого недостаточно, чтобы развивать способности надо хорошо знать, что представляет собой ребёнок, его возможности. Сложнее видится работа с детьми, имеющими недостатки в развитии.
Для того чтобы работать по общеобразовательным программам и программам сопровождения и коррекции, ориентированным на развитие ребёнка и устранение недостатков необходимо:
- ставить перед собой конкретные цели;
- обеспечивать при взаимодействии с ребёнком обратную связь.
И поможет нам в этом диагностика. По результатам диагностики можно:
- очертить круг проблем, имеющихся у ребенка;
- дать практические указания и рекомендации педагогам и родителям;
- выстроить программу индивидуального сопровождения и коррекции дальнейшего развития ребёнка в нужном направлении.
В ООУ проводится определённая диагностическая работа, которая даёт возможность увидеть субъективную и объективную картины уровня овладения детьми основными знаниями в различных сферах деятельности. В целях дальнейшего совершенствования данного направления деятельности в ОУ рекомендуется: руководителям и учителям ООУ проводить систематическую, целенаправленную работу по результатам педагогической диагностики.
В педагогическую диагностику включаются:
- план проведения педагогической диагностики по ФГОС;
- обработка и знакомство педагогов с результатами педагогической диагностики;
- разработка карты индивидуального развития ученика,
- подведение общих итогов.
Диагностика в школе помогает определить уровень развития ребенка (интеллектуального, психического, физического и т.д.), врожденность или приобретенность определенных качеств личности, анализ которых позволит спланировать необходимую их коррекцию, формирование или развитие, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности.
Диагностика и коррекция связаны между собой. В отношении обнаруженных в процессе диагностики у детей проблем или отклонений всегда преследуется цель их коррекции. Анализ результатов диагностики детей в школе помогает правильно подобрать формы и методы обучения, выбрать тип школы, кружка, программы дальнейшего развития. Диагностика в школе позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей, – помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность.
В последнее время в школьном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям младшего школьного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у школьников логопедов и учителей детских учреждений не специального типа.
Логопедическая работа в общеобразовательном учреждении неспециального типа включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Это понятно, так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления работы логопеда. Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей школьного возраста.
Среди последних можно выделить:
- ухудшение экологической обстановки;
- увеличение числа патологий беременности;
- увеличение количества родовых травм;
- ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;
- различные социальные причины.
Неправильное речевое окружение и воспитание также может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте и сохранившиеся в школьном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Последовательная систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, уточнению артикуляции и произношения звуков создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей школьного возраста.
В этой связи одной из главных задач логопеда школьного общеобразовательного учреждения становится организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, психолога, учителей т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для правильного развития речи детей.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.
В 5-7 лет дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.
Необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше вы научите ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.
Родители должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно, произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны. Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы — родители следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя подражать детской речи, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания.
Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.
Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т.п.), взрослый же за это время подготовится к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Игры и стихи, упражнения, которые вы можете использовать дома. Они служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развивать мелкую мускулатуру пальцев, что способствует подготовке руки ребенка к письму.
Взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда.
Принципы консультативной работы с родителями детей, зачисленных на занятия, можно сформулировать следующим образом:
- сотрудничество – учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия, а равноправных партнеров по коррекционному процессу;
- учет интересов родителей и детей – конфиденциальность сведений, полученных от родителей и в результате проведения обследования;
- индивидуализация – ориентация на отношения, установившиеся между ребенком и родителями в семье;
- непрерывность и эффективность обратной связи – осуществление учителем-логопедом корректного и тактичного контроля за ходом и качеством проведения необходимой работы в семье.
Консультирование родителей может осуществляться в двух видах: индивидуальная консультация и групповая консультация, а формы этой работы разнообразны:
- Консультативно-рекомендательная (индивидуальная, представлена беседой, посещением семьи на дому). После проведения стартового обследования школьников, родители получают ответы на интересующие их вопросы по организации коррекционной помощи, о возможностях коррекционного обучения, о состоянии общего и речевого развития детей, получают рекомендации по организации условий развития и обучения их ребенка. Для учителя-логопеда важно правильно выбрать тон общения с родителями: предоставление точной информации о дефекте и перспективах развития ребенка, эмоциональная поддержка, совместное составление и обсуждение плана совместных действий.
- Лекционно-просветительная (групповая, представлена семинарами, «круглыми столами», родительскими конференциями). В ходе лекционных занятий родители получают теоретические знания по вопросам коррекции, воспитания и обучения детей. Эффективно проводить цикл лекций, предварительно определив вопросы, интересующие родителей, пригласив различных специалистов для консультации, подготовив обзор и выставку литературы для родителей. Родители также получают актуальную правовую и социальную информацию, касающуюся детей с особенностями психофизического развития.
- Практические занятия для родителей.В последнее время среди учителей-логопедов популярна такая форма как комбинированные занятия, включающие информационный теоретический материал и практические занятия с родителями воспитанников. Учитель-логопед обсуждает с родителями способы достижения эффективных результатов и помогает им овладеть конкретными приемами оказания помощи своему ребенку дома.
- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком;
- Детские праздники – родители видят результаты труда учителя-длгопеда и свои собственные, что стимулирует их на дальнейшее участие в коррекционно-педагогическом процессе в интересах своего ребенка.
- Родительские собрания.Проводятся учителем-логопедом два раза в год. На собрании учитель-логопед:
- знакомится с родителями, сообщает сведения о себе;
- рассказывает о патологиях, выявленных во время обследования, о возможных трудностях при обучении детей и коррекции нарушений;
- сообщает о составе групп, о расписании занятий, проводит анкетирование родителей ;
- рассказывает о содержании коррекционно-педагогической помощи, об индивидуальных программах развития;
- перечисляет, что понадобится детям для занятий;
- рассказывает о требованиях, предъявляемых к родителям при организации коррекционно-педагогического процесса (о речевом режиме в семье, о выполнении заданий в индивидуальной тетради ребенка, об оказании помощи детям родителями дома);
- обращает внимание родителей о необходимости консультирования детей у специалистов (ЛОР, окулиста, невропатолога, психолога, физиотерапевта, специалиста по ЛФК и др.)
- сообщает о времени проведения индивидуальных консультаций, о режиме работы ПКПП.
На заключительном родительском собрании учитель-логопед:
- подводит итог работы за год
- сравнивает уровень развития детей при поступлении и в конце учебного года;
- отмечает работу родителей со своими детьми;
- дает нуждающимся рекомендации на летний период
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Список используемой литературы:
- Хватцев, М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: пособие для логопедов, студентов педагогических вузови родителей / М.Е.Хватцев. – СПб.: КАРО; Дельта +,2004. – 272 с.- (Коррекционная педагогика).
- Проблемные дети: Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов-практиков, родителей. Дмитриева Е.Е. — М.: Аркти, 2005.
- Логопедия в школе: практический опыт / под.ред. В.С.Кукушина – М.:МарТ; Ростов-на-Дону: ,МарТ, 2004. – 368с. – (Педагогическое обрзование)
Ильина Елена Николаевна
Учитель-логопед, МАОУ Лицей 8 имени Н.Н. Рукавишникова
город Томск