Особенности логопедической работы с детьми с ОНР в дистанционном режиме
Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.
Учитель-логопед, работающий с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа), остро понимает, что любой простой в его работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с речевыми нарушениями, сведет наши усилия на нет.
В данной ситуации передо мной, как педагогом, не стояло выбора переходить или не переходить на дистанционное обучение. Мы были обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагали нам условие карантина.
Хотелось бы поделиться опытом по внедрению дистанционного обучения в коррекционную работу.
Важно помнить, что при организации данной формы работы мы опираемся на помощь родителей, так как родители становятся незаменимыми партнерами, «Руками» специалиста по ту сторону экрана. Без помощи родителей, невозможно организовать коррекционный процесс в дистанционном режиме. Учитель-логопед и родитель действуют взаимосвязано.
Дистанционное обучения подходит не всем детям.
Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения.
Я считаю, что дети с ОНР наиболее благоприятная категория детей с ОВЗ, с которыми можно организовать дистанционное обучение, и оно будет результативным, так как:
- у данной категории детей в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение;
- дети старшего дошкольного возраста способны активно заниматься от 15 до 20 минут перед экраном.
- существует множество интерактивных игр для детей с речевыми нарушениями, которые мотивируют ребенка, а также вносят разнообразие в работу логопеда.
При организации данного формата обучения, можно использовать такие формы работы, как:
- Онлайн занятия;
- Готовые занятия в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
- Онлайн консультирование родителей;
- Онлайн вебинары и мастер-классы.
Более востребованными формами являются: индивидуальные занятия с воспитанниками, онлайн индивидуальное консультирование для родителей. Хотелось бы рассказать о данных формах поподробнее.
Индивидуальные занятия:
С каждым из воспитанником проводилось занятие с использованием компьютера через бесплатную программу Skype, обеспечивающую текстовую, голосовую видеосвязь через Интернет.
Для эффективности индивидуальных занятий я использовала различные дистанционные технологии:
- аудио, видео информация;
- красочные презентации, Smart путешествия;
- игры, игровые упражнения, игровые тренажеры «Игры для тигры», «Мерсибо»; использование компьютерных игр «Логозавр», «Теремок»;
- различный дидактический материал, игровые пособия на базе Интернет ресурсов (интерактивные модули, для создания игр, упражнений, викторин, опросов)
- программы, в том числе в виде анимаций, учебные пособия в программах «Просмотр», «Перволого».
При проведении занятий онлайн — учитываются некоторые «Секреты» работы в прямом эфире:
- необходимо надеть какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания;
- задать достаточно высокий темп для занятия, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном;
- К работе привлекать яркую наглядность, кукол, игрушки, мультимедийные пособия.
- В конце занятия обязательно использовать поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивную игу.
При проведении занятий необходимо соблюдать такие важные моменты как:
- Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка) 10-15 минут.
- Рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки.
- Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности.
- Обязательно использовала зрительные гимнастики.
Подготовка к занятиям имеет важное значение:
- Все индивидуальные занятия планировать, опираясь на индивидуальные планы.
- Важна четкость планирования занятий (этапы, временные отрезки);
- Подбирать и подготавливать игры и задания;
- Информировать родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий; Подготовка к занятиям необходимого материала для ребенка родителями.
- Обговаривать с родителем время и условия проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
- Проведение занятия;
- Домашнее задание
- Обратная связь (родители присылаю фотоотчет выполненного задания, либо короткое видео)
Организация занятий по постановке звуков в дистанционном режиме, одно из трудоемких процессов организации обучения в дистанте.
Помним, что постановка звуков имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ артикуляционных профилей), слуховую (акустический образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения).
И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры, возможно, сформировать только при активной помощи родителей, которым я подробно объясняла важные моменты постановки звуков заранее на индивидуальных консультациях в онлайн режиме.
При постановке звуков используем следующие приемы:
- Образец подражания, показ артикуляции, показ профилей, слуховой образ, температурный (по описанию: холодный воздух теплый)
Опору вибро-тактильный образ мы можем продемонстрировать – только при помощи родителей. - Формирование основных артикуляционных движений, при помощи артикуляционной моторики.
- Использование подручных зондозаменителей (при помощи родителей).
- Использование специальных презентаций.
Число детей, требующих постановку того или иного звука, было минимальное, так как у меня была подготовительную к школе группу, и большинству детей требовалась организованная работа по автоматизации звуков.
Одной из важных форм работы – онлайн Консультирование родителей:
- общие консультации по темам, спланированным в плане работы на период дистанционного обучения – проходили каждую неделю, если кто-то из родителей не мог подключиться к видеотрансляции, то материалы консультации можно разместить на странице ДОУ, предоставить им ссылку, и родители изучают тему самостоятельно.
- Индивидуальные консультации проходят по запросу родителей, а так же по результатам индивидуальных занятий.
- В период дистанционной работы необходимо внести коррективы в годовой план работы, поэтому был продуман и составлен план работы на период дистанционного формата обучения.
- Ведется Журнал учета индивидуальных консультаций
- Журнал учета индивидуальных занятий.
Хотелось бы отметить, что дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), во время каникул (отпуска родителей), карантин, невозможность посещения ДОУ (тяжелые формы ДЦП). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).
В результате проведенной работы, можно сделать вывод:
- Большинство родителей были активными участниками дистанционного обучения, охотно выполняли рекомендации, показывали себя заинтересованными в речевом развитии ребенка (активно поддерживали связь, выполняли все задания с детьми, смогли организовать доступ к компьютеру, регулярно присутствовали на онлайн занятиях, родители активно участвовали в практикумах, консультациях – 50%).
- 42% — родителей возникли проблемы выхода в сеть интернет на платформах скайп и зум (не было технической возможности подключиться к онлайн занятиям, так некоторые родители работали, либо дети находились с бабушками), но данная группа родителей активно поддерживали связь на базе мессенджеров (данной группе родителей, я высылала методические рекомендации, они самостоятельно изучали предложенный материал, просматривали онлайн занятия, выполняли с детьми задания, поддерживали обратную связь).
- 8% — не принимали активного участия в дистанционном обучении, но поддерживали связь, получали рекомендации по телефону.
Конечно никакое, даже хорошо спланированное и грамотное обучение на «удаленке» не заменит реального общения логопеда с воспитанниками, где специально организованные условия и благоприятная развивающая среда детского сада способствуют более эффективному развитию и коррекции языковой системы детей. Но когда возможности свободного общения ограничены внешними обстоятельствами, не надо сидеть сложа руки, а лучше найти способы помочь нашим детям и дальше познавать окружающий мир, учиться и развиваться.
Но практика дистанционной работы доказала, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий воспитанников — были достигнуты положительные результаты по коррекции речевых нарушений, адаптированная программа в основном реализована.
Проведение дистанционных занятий — творческий процесс, и каждый учитель-логопед создает свою собственную методическую, дидактическую и информационную базу на основе ИКТ.
Донченко Юлия Сергеевна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад №1
поселок Ильиногорск, Нижегородская область, Володарский район