Конспект образовательной деятельности «Буква «Ы»
Программное содержание: развитие фонематического слуха, дать характеристику звуку Ы, закрепление образа буквы, развитие фонематического слуха, учить детей определять место звука в слоге,делить на слоги,составлять предложения; развитие умственного действия анализа-синтеза.
План занятия.
- Ввод в тему.
- Обучение чтению. Закрепление образа буквы. Звук и буква Ы.
- Развитие внимания. Буква Ы.
- Развитие мышления. Образ букв. Дописываем буквы.
- Подвижная игра. Зайчики.
- Лексико-грамматический строй речи. Работа с предложением.
- Слова. Длина слов. Слоговая структура слова.
- Развитие фонематического слуха. Игра «Назови первый звук».
- Подвижная игра. Право – лево.
- Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка.
- Слоговая структура слова. Схема слова. Ударение.
- Пальчиковая гимнастика. Времена года.
- Подготовка руки к письму. Зайчики.
- Итог.
Ход занятия
Приветствие. Картинки, в названиях которых есть звук Ы.
— Какой звук слышится в названии картинок.
Обучение чтению. Закрепление образа буквы. Звук и буква Ы. Материал: рабочий лист, карточка с буквой Ы. Педагог показывает детям букву Ы.
— Какая это буква? — Есть ли слова на букву Ы? — Какой звук обозначает буква Ы? — Дайте характеристику звуку Ы. Педагог выдаёт детям рабочие листы. — Раскрасьте букву Ы. Затем педагог читает стихотворение:
В слове «рыба» или «мыши»,
Или «мыло», милый друг,
В середине ты услышишь
Этот необычный звук.
— Назовите слова со звуком Ы из стихотворения.
— Придумайте свои слова со звуком Ы.
Развитие внимания. Буква Ы. Педагог выдает детям рабочие листы.
— Найдите и подчеркните буквы Ы.
Развитие мышления. Образ букв. Дописываем буквы. Педагог выдает детям рабочий лист. — Дорисуйте буквы. — Прочитайте строчку букв, которые у вас получились. — Придумайте слова, которые начинались бы с этих букв. — Обведите на рабочий листах буквы Ы и И.
Подвижная игра «Зайчики». Дети становятся в круг.
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)
На лесной опушке. (Прямые руки вверх, пальцы врозь — «дерево» и качаемся)
Жили-были зайчики (подпрыгиваем на месте)
В беленькой избушке. (Соединить руки над головой — «домик»)
Мыли свои ушки, (изображаем как моем уши)
Мыли свои лапочки, (потираем правой рукой левую и наоборот)
Наряжались зайчики, (приседаем с поворотами в стороны, руки на пояс)
Надевали тапочки. (Поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую, то правую ноги).
Лексико-грамматический строй речи. Работа с предложением.
— Давайте попробуем составить предложение из слов: мальчик, смотреть, телевизор. Не забудьте, что слова нужно поставить так, чтобы они подружились и жили в согласии. Дети составляют предложение: Мальчик смотрит телевизор.
Педагог предлагает детям послушать стихотворение:
«У травы – зелёные слова.
И слышны они едва-едва.
А у ветра – синие слова, и от них кружится голова.
А у солнца – столько ясных слов, красных пятен, золотых стихов
Всех друзей сегодня я зову, слушать солнце, ветер и траву».
Вопросы детям: — Почему у травы зелёные слова? У ветра синие слова? А у солнца ясные слова? — Какие ласковые слова вы можете назвать? Какие сладкие слова вы знаете? Какие есть смешные слова? Подводим итог, что слов – много и все они очень разные.
— Составьте предложение из пяти слов. — Составьте предложение из трёх слов. — Составьте предложение из двух слов.
Слова. Длина слов. Слоговая структура слова.
— Также мы с вами узнали, что любые предложения состоят из слов. Cлова бывают разные: длинные и короткие, смешные, грустные, сладкие.
Педагог предлагает измерить слово ДЫМ. Произносим слово и при произнесении, руки, соединенные перед грудью разводим в стороны. Выясняем, что слово ДЫМ – короткое. Просим детей ещё назвать короткие слова (мак, лук, рак, кит и т.д.). Обязательно показываем руками протяженность слова. Потом предлагаем придумать длинные слова: крокодил, электричка, мороженое и т.д. Измеряем руками длинные слова. Делаем вывод, что слова могут быть как длинными, так и короткими. — Что такое слова мы уже узнали, а сейчас давайте вспомним, что такое слоги (дети дают варианты ответов). — Слоги – это части слова. Из слогов строятся слова. Слог произносится на одном дыхании, одним толчком выдыхаемого воздуха. Например: слово ко-за, два выдоха, значит два слога. Слово зай-чик, тоже два выдоха, два слога. Еще можно прохлопать слоги в ладоши. КО – хлопок, ЗА – хлопок. Два раза хлопнули, значит два слога в слове. ЗАЙ – хлопок, ЧИК – хлопок. Два раза хлопнули, два слога. Педагог выдает детям рабочий лист. — Определите количество слогов в словах. — Придумайте с данными словами предложения, состоящие из трех слов.
Развитие фонематического слуха. Игра «Назови первый звук». Игра проводится в кругу с мячом. Педагог произносит слова с интонационным выделением первого звука (волк, дом, рука, азбука, муравей, игла, ананас) и бросает мяч ребенку. Ребёнок называет первый звук слова и перебрасывает мяч обратно педагогу. Вместе определяем согласный или гласный звук стоит в начале этих слов.
Подвижная игра. Право – лево. Дети становятся в круг. Движения выполняем в соответствие с текстом.
Покажи моя рука: — Это правая щека. –
Это левая щека.
— Это правое плечо.
— Это левое плечо.
— Это правая нога.
— Это левая нога.
Вот и кончилась игра.
Развитие артикуляционного аппарата. Чистоговорка.
Сначала чистоговорку произносит педагог. Потом произносим вместе с детьми. Далее – индивидуально.
А-А-А — дома я сама.
У-У-У – молоко кому.
О-О-О – едим эскимо.
Ы-Ы-Ы – прочитали книгу мы.
Е-Е-Е – дайте травки мне.
Слоговая структура слова. Схема слова. Ударение.
— Ребята, сегодня мы с вами говорили о том, что слова делятся на слоги. Деление слова на слоги можно представить также схематично. — Например, слово «машина». Давайте произнесём это слово так, чтобы отчётливо были слышны слоги: МА-ШИ-НА. — Мы помним, что слово в схеме предложения обозначается прямоугольником. Педагог рисует на доске прямоугольник и произнося слово «машина» по слогам, делит прямоугольник на части вертикальными чёрточками:
Педагог дотрагивается рукой до частей прямоугольника и «читает» слово «машина»: ма-ши-на. — В любом слове для быстрого и грамотного чтения ставится ударение. Педагог ещё раз читает слово и произносит с большей силой ударный слог. — Ударение в слове «машина» падает на слог «ши». Это второй слог в слове «машина». Ударение обозначается короткой палочкой, штрихом, сверху. Ударение ставится над ударным слогом. Педагог ставит ударение на нарисованной схеме.
— Давайте вы сами потренируетесь составлять схему слова и ставить ударение в словах. Педагог вызывает детей по одному к доске, и дети рисуют схемы к словам: тыква, машины, мышка, дым. Дети обязательно определяют ударный слог и ставят ударение. Далее работа идёт в рабочем листе. Педагог предлагает детям соединить нарисованные изображения (называют слово) и схемы слов
Пальчиковая гимнастика. Времена года.
Придумала мать дочерям имена (сжимаем-разжимаем кулачки в ритм стихотворения):
Вот Лето и Осень, Зима и Весна
(загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое время года).
Приходит Весна — зеленеют леса (пальчики растопырены, ладошки вверх, крутим пальчиками влево-вправо),
И птичьи повсюду звенят голоса (ритмично соединяем большой пальчик с остальными сомкнутыми пальцами).
А Лето пришло — всё под солнцем цветёт (движения кистями рук — «фонарики»), И спелые ягоды просятся в рот (гладим ладошкой по животику).
Нам щедрая Осень приносит плоды (ладошки «ковшиком»),
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля (гладим ладошками стол).
Зимой отдыхает и дремлет земля (соединяем ладошки вместе и их кладём их под ушко).
Подготовка руки к письму. Зайчики. Педагог выдаёт детям рабочий листы. — Обведите зайчиков, стараясь не отрывать руки от листа бумаги.
Итог занятия.
Татарникова Наталья Владимировна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад 40 г.Ельца»
г. Елец, .Липецкая обл.