Конспект занятия «Последовательный пересказ «Как медведь сам себя напугал» по Н.Сладкову»
Цели:
- учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа;
- продолжать формирование навыков лексико-грамматической оформленности связного высказывания;
Оборудование: предметные картинки, изображающие ветку, медведя, белку, шишку, зайца, сороку, лосей.
Ход занятия.
Организационный момент.
Речевая разминка «Не запутайся в звуках». Логопед просит детей повторить слова, четко проговаривая звуки:
Отчество-отечество
Экскаватор -эскалатор
Абонент – абонемент
Карл — Клара
Работа с рассказом.
Логопед читает рассказ.
— Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на ветке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси, пошли кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! «Не уйти ли лучше?» — подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекоча.
Эх, знать бы ему, что позади заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал.
1) Словарная работа.
Логопед выясняет, понятен ли детям смысл слов: хрустнула, угодила, насторожил, выпугнул, помчал, дал стрекоча?
Затем предлагает учащимся подобрать к указанным словам близкие по смыслу слова (синонимы).
2) Расстановка картинок в последовательности рассказа.
Логопед предлагает детям расставить картинки в последовательности рассказа.
3) Выяснение причинно-следственных связей.
Вопросы:
Почему медведь убежал из леса?
Почему испугались лоси?
Почему испугалась сорока?
Почему испугался заяц?
Почему испугалась белка?
4) Выяснение логических связей.
Вопросы:
Получился бы рассказ, если бы не было медведя?
Почему рассказ не получился бы?
Получился бы рассказ, если бы не было белочки? Шишки у белки? И т.д. Логопед делает вывод. Ни одно звено нельзя выпустить из рассказа, рассказ не получается.
5) Выяснение последовательности действий в рассказе.
Логопед читает рассказ еще раз, а затем обращает внимание детей на последовательность происходящих в рассказе действий. Он ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: Что сделал? (указывает на медведя) — Вошел. Что сделала? (указывает на веточку) — Хрустнула. Что сделала (указывает на белку) — испугалась и т.д.
Затем предлагает детям вспомнить и назвать по порядку слова — действия, опираясь на картинки (вошел, хрустнула, испугалась, выронила, устала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал)
6) Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов.
Логопед называет действие, дети предложение с этим словом.
7) Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным в последовательности рассказа, опираясь также на слова-действия.
8) Обогащение рассказа словами-признаками.
Логопед обращает внимание детей на то, что в рассказе много слов- действий, но мало слов-признаков и предлагает подобрать к каждой картинке слова-признаки.
9) Пересказ рассказа с использованием слов-признаков.
Логопед предлагает детям выбрать по одному слову-признаку к каждой картинке и пересказать рассказ.
10) Подведение итогов занятия.
Логопед обращает внимание детей на то, что второй вариант рассказа получился более ярким, развернутым.
Карчевцева Елена Сергеевна
учитель-логопед ГБОУ «Школа 2120»
г. Москва