Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)

При нормальном речевом развитии современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение было определено как общее недоразвитие речи.

Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, про­веденных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефек­тологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50-60-х годах XX века.  Отклонения в формировании речи стали рассмат­риваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархическо­го строения высших психических функций. С позиции системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависи­мости от состояния компонентов речевой системы.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо  для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных ос­ложнений в школьном обучении.

Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

Дня детей с ОНР характерно:

  • позднее начало речи (3-4 года);
  • резкое ограничение словаря;
  • ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);
  • дефекты звукопроизношения (все виды);
  • нарушение фонематического слуха;
  • нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
  • затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.

Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, ло­гической памяти, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Р.Е. Левиной и другими сотрудниками (1969) была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Выдвинутый Р.Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих со­стояние языковых средств и коммуникативных процессов.

Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование, зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на дру­гой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее пред­метно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.

Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюдаются при алалии, дизартрии и реже при ринолалии и заикании.

Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи:

  • 1- й уровень — отсутствие общеупотребительной речи;
  • 2-й уровень — зачатки общеупотребительной речи;
  • 3-й уровень — развернутая фразовая речь с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

В теории и практике логопедии уровни речевого развития при ОНР подробно описаны.

Проведя сопоставительный анализ особенностей речи детей с 1-, 2-, 3-м уровнем речевого развития по структурным компонентам языковой системы: наличие фразы, понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонема­тическое восприятие,  педагог может проследить   динамику развития и достижения ребенка в процессе коррекции, выбрать оптимальные методы и приемы работы на каждом этапе.

Исследования ученых и логопедическая практика (Воробьева В. К., Глухов В.П., Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В.) показывают, что у детей с ОНР отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи.

Специальные исследования Глухова В.П. состояния монологической речи старших дошкольников с ОНР (III уровня) показали, что для их высказываний (пересказ, рассказы  по серии картинок и др.) харак­терны: нарушения связности и последовательности изложения, низкая информативность, смысловые пропуски и ошибки, трудности в языковой реализации замысла Отмечаемые в рассказах этих детей пропуски смысловых звеньев, незавершенность фрагментов, нарушения логической по­следовательности повествования, длительные паузы на границах фраз, от­сутствие самостоятельности при выполнении заданий могут свидетельст­вовать о трудностях в программировании содержания развернутых выска­зываний.

Логопедическая практика показывает, что  у детей с ОНР (III уровня) отмечается низкий уровень используемой фразовой речи (употребление преимущественно коротких, простых по структуре фраз), наблюдается большое число оши­бок на построение предложений (неправильное оформление связи слов, пропуск слов, дублирование элементов фразы, ошибки на образование гла­гольных форм), нарушение синтаксической связи между последователь­ными фразами и другое.

Изучение некоторых психологических особенностей детей с ОНР (III уровня) показывает, что для многих из них характерны неустойчивость внимания, трудности в запоминании вербального материала, недостаточная сформированность операций сравнения, обобщения, нарушения в эмо­ционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбуди­мость).

Итак, самостоятельная связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) остается несовершенной. Формирование связной (монологической) речи у детей с ОНР (III уровня) относится к числу важнейших задач логопедической работы с до­школьниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного обучения детей в школе.

Список литературы:

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного воз­раста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедиче­ской работы в условиях дошкольного образовательного учрежде­ния, под редакцией Балобанова и др. — Санкт-Петербург, Детство- Пресс, 2002.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Пре­одоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.
  4. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. — Москва: Гном и Д, 2001.
  5. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. — М.: Просвещение, 1987.
  6. Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М: Просвещение, 1989.
  7. Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение./Уч.- метод. пособие для логопедов и воспитателей. — М., Гном и Д, 2000.

Кузнецова Валентина Ивановна
СОШ№26
г. Уральск

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *