Конспект подгруппового логопедического занятия. Лексическая тема: «Домашние птицы»
Цель: совершенствование грамматического строя речи
Задачи:
- Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
- Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?»);
- Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
- Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные (д/игра «Чья, чей, чье?»);
- Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково»);
- Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- (д/игра «Хвастуны»);
- Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?»).
- Развитие логического мышления (отгадывание загадок);
- Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?»);
- Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку»)
- Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много»)
- Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
- Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
- Контроль над правильным звукопроизношением.
Ход занятия:
- Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия). – Здравствуйте, ребята! Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением. (логопед читает загадки и выставляет картинки с изображением домашних птиц)
Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко –
Ребятишек покормлю … (Курица)
Звонко время отмечает.
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
Спать пора!» — поет … (Петух)
По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки … (Гусь)
Пестрая крякуша
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)
Тело перьями покрыто.
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны.
— Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня … (Индюк)
Либо белый, либо сизый,
Либо пёстрый, в детстве – лысый,
Любит сесть он где повыше
Например, под самой крышей.
Там сидит, воркует он –
Быстрокрылый почтальон. (Голубь)
— Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах). Верно! Тема нашего занятия сегодня — домашние птицы.
- Беседа по вопросам на изученную тему.
— А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы).
– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник). Правильно!
— А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком)
— Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)
— А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками)
— Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья)
— Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями). Молодцы! Вы все верно ответили!
- Игра «Кто как разговаривает?»— Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух — кукарекает.
курица – кудахчет
утка – крякает
гусь – шипит, гогочет
индюк – болбочет
цыпленок – пищит
голубь — воркует
— Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!
- Игра «У кого кто в семье?»– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)
Образец:
петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок
голубь – голубка — голубята
- Пальчиковая гимнастика «Утята».– А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику)
Раз, два — шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы на правой руке,
Три, четыре — за водой. начиная с большого, а со слов
А за ними плёлся пятый
Позади бежал шестой. Загибать пальцы на левой руке, начиная с большого.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал: Сжимать и разжимать кулаки.
«Пи-пи-пи!»-
«Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
- Игра «Расхвали»
— Ребята, домашние птицы очень любят когда их расхваливают, давайте сделаем им приятно и похвалим.
Петух, какой? – красивый, важный, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой, громкоголосый.
Курица, какая? – толстая, пёстрая, неуклюжая, глупая, пестрокрылая,
Индюк, какой? – большой, большехвостый, разноцветный, толстый
Селезень, какой? – красивый, разноцветный, ширококлювый,
Утка, какая? – заботливая, медлительная, ширококлювая, красноклювая,
гусь, какой? – большой, толстый, задиристый, важный, белоголовый, длинношеий,
- Игра «Чья, чей, чье?».
— ребята, подскажите чей хвост у петуха?. –петушиный хвост. (Логопед показывает картинку)
Перо, курицы (гуся, утки, петуха, индюка, ) (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост, (курицы, гуся, утки) (чей?) – куриный, гусиный….
Глаза, курицы (утки, индюка) (чьи?) – утиные, индюшачьи…
Клюв утки (курицы, индюшки, гуся, петуха) (чей?) – утиный, куриный, индюшачий, гусиный, петушиный
Крыло утки (индюшки, петуха) (чьё?) – утиное, индюшачье, петушиное.
Нога гуся (петуха, цыплёнка, индюшонка) (чья?) – гусиная, петушиная, цыплячья, индюшачья.
- Игра с мячом «Один-много», — А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки – много уток (логопед дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая)
курица – курицы, — много куриц,
петух – петухи – много петухов,
гусь – гуси – много гусей,
утка – утки – много уток,
индюк – индюки – много индюков,
селезень – селезни – много селезней,
голубю – голуби – много голубей,
индюшка – индюшки – много индюшек,
гусыня – гусыни – много гусынь,
голубка – голубки – много голубок,
гусенок – гусята – много гусят,
утенок – утята – много утят,
индюшонок – индюшата – много индюшат,
цыпленок – цыплята – много цыплят,
голубёнок – голубята – много голубят
— Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!
- Игра «Хвастуны». – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)Образец:Петух говорит у меня не голос, а голосище,
Индюк – у меня не хвост, а хвостище,
Утка – у меня не лапы, а лапищи,
Гусь – у меня не шея, а шеища,
Курица – у меня не крыло, а крылище,
Селезень – у меня не клюв, а клювище,
Гусыня – у меня не перо, а перище.
у голубя – не глаза, а глазищи,
- Игра «Кого не стало?» — А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)
- Игра с мячом «Назови ласково». – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.Например,Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее логопед задает про каждую домашнюю птицу отдельно)
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
голубь – голубок,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.
Утёнок – утёночек,
Гусёнок – гусёночек
Перо – пёрышко,
Клюв – клювик,
Крыло – крылышко,
Лапа – лапка
- Игра «Родственные слова»
Крыло, крылышко, крылья, крылатый, окрылённый, подкрылок;
Перо, пёрышко, перья, перьевой, перьями;
Хвост, хвостик, хвосты, хвостище, хвостатый, бесхвостый;
Петух — петь, пение, петушиный, петушок, петушиться,
Итог. – Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы логопеда).
Сладкова Екатерина Александровна
учитель-логопед, МБ ДОУ «Детский сад №227»
г. Новокузнецк, Кемеровская область