Преемственность школы и детского сада у детей с ОНР в работе над предложением

Формирование правильной устной речи представляет собой сложный и длительный процесс. Овладение родным языком в норме и при различных речевых нарушениях протекает в виде усвоения предложений разных типов.

Многие специалисты по изучению речи детей (В.К.Воробьева,   Н.С.Жукова, В.А.Ковшиков, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева и др.) подчеркивают в своих работах, что предложение в развитии детской речи играет огромную роль. А.Н.Гвоздев отмечает, что «именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории с их внешним морфологическим выражением».

Характерной особенностью речевого нарушения у детей с ОНР является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуждаются в специальных дополнительных занятиях по осознанному формированию различных видов словосочетаний и предложений. Именно поэтому обучение детей с ОНР связной речи, развитие навыков правильного построения предложений – одна из основных задач в системе логопедических занятий на протяжении всех периодов обучения.

На первом году обучения мы пытаемся решить следующие задачи:

  • Активизировать предметный и глагольный словарь ребенка с ОНР;
  • Сформировать у него понятия «слово» и «предложение»;
  • Научить составлять простое двусоставное предложение с опорой на предложенные карточки и предметные картинки;
  • Распространять простое предложение без предлогов до 4-х слов;
  • Привлечь внимание к правильному согласованию слов в предложении;
  • Составлять предложение из 4-х слов с различными предлогами по предложенной схеме – модели предложения, карточкам с графическими изображениями предлогов и предметным картинкам.

Развитие познавательной деятельности детей, ее усложнение, углубление анализа требует использования более разнообразных и более точных средств выражения мысли в языке, увеличения объема предложений,   прежде всего за счет использования прилагательных, наречий, однородных членов, сложных предложений, позволяющих наиболее полно выражать присоединение и сопоставление событий, причинно-следственные, целевые, условные и другие зависимости.

Только овладев основными компонентами распространенного и сложного предложения, ребенок может осмысливать отношения между предметами и явлениями, анализировать и оценивать поступки людей.

Овладение ребенком языковыми способами выражения смысловых отношений с помощью синтаксических конструкций означает новую ступень в развитии его познавательной деятельности.

Появление в речи детей сложных бессоюзных и союзных конструкций наблюдается очень рано (по данным А.Н.Гвоздева – с 2-х лет). У детей с ОНР к поступлению в школу мы наблюдаем достаточно много речевых ошибок. Активный словарь ниже возрастной нормы. В свободных высказываниях почти не употребляются сложные конструкции, отмечаются аграмматизмы, трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Эти нарушения у детей школьного возраста проявляются более отчетливо при обучении в школе, создавая большие сложности в овладении письмом, чтением и учебным материалом. Поэтому очень важно помочь детям в дошкольном возрасте.

При решении этих проблем необходимо прибегать к индивидуальной форме работы, учитывая особенности каждого ребенка.

У детей с ОНР, как правило, наблюдается разная тяжесть и форма дефекта. Нередко нарушение включает в себя несколько дефектов. Поэтому у детей индивидуальный темп продвижения. У многих процесс обучения осложняется недостаточной устойчивостью внимания, ограниченными возможностями его распределения, снижением вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Необходима индивидуальная работа и индивидуальный подход к ребенку, чтобы научить его владеть анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

В процессе профилактической работы в детском саду  необходимо развитие грамматического строя речи, формирование морфологических и синтаксических обобщений, что служит основой грамматически правильного письма.

В подготовительной группе мы продолжаем учить составлять предложения по картинкам, работаем над составлением предложений с несклоняемыми существительными. Учим распространять простые предложения, вводим в речь термин «Предложение». Знакомимся с основными правилами построения предложения:

  • Все слова в предложении пишутся отдельно;
  • Первое слово в предложении пишется с большой буквы;
  • В конце предложения ставится точка;
  • Все слова в предложении «дружат».

Совершенствуем навыки составления предложений с опорой на картинку и без нее. Учим составлять и активно употреблять в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения с использованием иллюстраций и без них.

Работая над построением предложения, мы решаем следующие задачи:

  1. Развитие речевой и мыслительной активности детей.
  2. Развитие умения анализировать предложение – определять количество, последовательность и место слов в предложении.
  3. Развитие умения устанавливать связи между словами в предложении.
  4. Развитие умения конструировать и переконструировать предложение.
  5. Воспитание слуховой, зрительной, артикуляторной памяти.
  6. Учить детей воспроизводить предложение по слуху, по схеме, по памяти.
  7. Целенаправленно формировать у детей умение грамотно формулировать свою мысль.

Решая эти задачи, хочу предложить следующие темы:

  1. Формирование умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Умение выкладывать графическую схему и проговаривать предложение по слуху с опорой на схему.

Цели:

  • научить детей слышать слова в предложении;
  • научить составлять графическую схему предложения;
  • научить детей анализу предложения по схеме и по слуху.

 

  1. Формирование умения делить текст на предложения.

Цели:

  • развитие осознанного навыка вычленения предложения из речевого потока и текста;
  • умение составить графическую схему предложения и назвать любое слово на схеме;
  • развивать умение удерживать в памяти предложение с большим количеством слов (от 7 слов и больше);
  • развивать умение интонационно отграничить одно предложение от другого.

 

  1. Формирование умения анализировать предложение по вопросам. Умение ставить вопросы к словам в предложении и отвечать на них.

Цели:

  • развивать умение ставить вопросы ко всем словам в предложении и отвечать на них;
  • развивать умение строить предложение – вопрос;
  • развивать умение удерживать в памяти предложение с большим количеством слов;
  • развивать речевую и мыслительную активность детей;
  • развитие речевого и слухового внимания и памяти;
  • развивать умение грамотно формулировать свою мысль.

 

  1. Формирование умения распространять предложение с помощью вопросов.

Цели:

  • учить детей выделять главные члены предложения;
  • продолжать работать с графической схемой предложения, уметь в ней ориентироваться;
  • учить детей выделять в предложении слова, которые связаны между собой, с помощью вопросов;
  • учить детей распространять предложение с опорой на вопрос.

 

  1. Формирование умения распространять предложения за счет введения в него второстепенных членов.

Цели:

  • умение конструировать предложение по данной группе слов (светит солнышко);
  • умение конструировать предложение по данному слову;
  • развитие речевого и слухового внимания и памяти;
  • воспитание слуховой, зрительной, артикуляторной памяти.

 

  1. Формирование навыков построения предложения.
  • Восстановление деформированных предложений.
  • Составление предложений-ответов на вопросы.
  • Составление предложений с предлогами.
  • Составление предложений по картинке.
  • Составление предложений по словосочетаниям.
  • Распространение и сокращение предложений.
  • Составление предложений по сюжетной картинке.
  • Составление предложений на заданную тему.
  • Работа с графическими схемами предложения. Придумать предложение с определенным количеством слов. Поставить вопрос к каждому слову в предложении.

Цели:

  • вырабатывать у детей навыки построения простого распространенного предложения;
  • развивать умение практически устанавливать связь между словами;
  • развивать речевую и мыслительную активность детей;
  • давать возможность детям упражняться в свободных высказываниях, побуждать их к этому, регулировать речевую активность детей.

 

  1. Формирование навыков грамматического структурирования.

Цели:

  • конструирование словосочетаний различного вида на основе предложения;
  • развитие навыков конструирования предложения по словосочетанию;
  • развитие умения корректировать предложение

 

Работа над предложением это системный и сложный процесс. Поэтому преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя является неотъемлемым звеном профилактики нарушений чтения и письма.

Список литературы

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981г.
  2. Волкова Л.С. и др. Логопедия, — М.: Просвещение, Владос , 1995г.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985 г.
  4. Зикеев А.Г. Методика работы над сложными предложениями. — М.: Просвещение, Владос, 2004.
  5. Меняйло В.В. Программа по коррекции ОНР в процессе коррекционно-развивающих занятий на школьном логопункте. — Мурманск.
  6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М.: Просвещение, 1985г.
  7. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям. – М.: Издательство «Гном и Д», 2004г.

Дмитриева Надежда Владимировна
Учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ № 48
г. Мурманск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.