Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенное отклонение в формировании у ребенка высшей психической деятельности.
Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.
Двигательная и речевая функция ребенка, также как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода.
Этот путь индивидуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокупности целостный ансамбль речевой деятельности, способной адекватно реагировать на те требования, которые предлагает ребенку социальное окружение.
Очень важно, чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка, отслеживали этап восстановления различных навыков. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
По сути дела, органом речи является мозг – в нем происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетания речи, отсюда идут команды к речевым мышцам.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Знание многих поколений исследования физиологов доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка.
Пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Это подвижные физкультминутки прямо за столом.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременным движении у детей вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память, способность согласовывать движения и речь. Заниматься тренировкой движений пальцев рук можно уже с 6-7 месяцев. Начинать, желательно, с массажа кистей рук – поглаживать их в направлении от кончиков пальцев к запястью. Растирание каждого пальца в порядке: большой – мизинец – указательный – безымянный – средний – большой. Сгибать и разгибать каждый палец. Можно использовать различные по фактуре предметы.
Тренировку движений пальцев рук нужно начинать с простых упражнений: сжимать пальцы в кулак, затем разжимать их. Тренировать движения каждого пальца: поочередно сгибать и разгибать каждый палец. Можно поиграть: «Кто быстрее пробежит?» — правые и левые руки, перебирая по столу пальцами, стараются обогнать друг друга.
Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Развивать общую и мелкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту, и возможностям. В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев рук дифференцируются.
Шкуридина Ольга Анатольевна
Учитель-дефектолог, ГКУЗ ВО ВДРС
г. Владимир