Коррекционно-развивающая программа для обучения рассказу по сюжетным картинкам детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Теоретическими основами коррекционно-развивающей программы явились исследования И.А. Зимней, Т.А. Ладыженской, Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьёвой, В.П. Глухова, О.С. Ушаковой, Т.А. Ткаченко. Коррекционно-развивающая программа строилась с учётом общих закономерностей психического развития ребёнка, принципов коррекционно-развивающего обучения, а так же особенности связной монологической речи.
Целью коррекционно-развивающей программы является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР связной монологической речи посредством обучения рассказу по сюжетным картинкам. Это позволит выявить возможности детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Так как это процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
- формировать навык построения связного повествовательного рассказа;
- формировать навык контроля и самоконтроля за построением связного высказывания;
- учить лексико-грамматическому оформлению связного высказывания в соответствии с нормами родного языка.
Коррекционно-развивающая программа основывается на общедидактических и специальных принципах коррекционной педагогики (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Д. Гонеев, Н.А. Ветлушена, Е.В. Назарова, В.И. Смирнова):
- Онтогенетический принцип;
- Принцип деятельностного подхода;
- Принцип учёта «зоны ближайшего развития»;
- Принцип целенаправленности педагогического процесса;
Коррекционно-развивающая работа состоит из 3 разделов:
- Развитие лексико-грамматической стороны речи.
- Развитие целостного связного высказывания.
- Обучение рассказу по сюжетным картинкам.
Нами разработан комплекс специальных игр и заданий. Последовательное усложнение предлагаемого нами дидактического материала игр и заданий осуществляется в соответствии с постепенным расширением речевых возможностей детей с ФФНР в ходе коррекционно-развивающей программы. Введение данного комплекса специальных игр и заданий в процесс обучения позволяет педагогу более целенаправленно развивать связную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки самообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. С их помощью можно закрепить понимание значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.
В процессе коррекционно-развивающей программы большое внимание уделяется развитию словообразовательных навыков у детей с ФФНР. Применение специальных игр может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Продуктивным является использование схем при формировании у детей умений конструировать предложения различных видов.
Во время работы над умением детей составлять рассказ по определённой сюжетной линии педагог может использовать модели, включающие опорные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых педагогом наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Помощь педагога детям на занятиях по составлению сюжетного рассказа может быть различной: предоставление образца рассказа, использование вопросов различного типа, совместное составление рассказа, стимулирование детей к самостоятельному придумыванию продолжения рассказа с опорой на сюжетные картинки. Применение сюжетных картинок в работе над монологической речью детей с ФФНР позволяет педагогу впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или совместно выбранной теме, а так же сочинению рассказа по замыслу.
Результаты коррекционно-развивающей программы свидетельствуют о широких возможностях использования сюжетных картинок в работе с детьми старшего дошкольного возраста ФФНР.
Контрольный этап проводился по комплексу подобранных методик, использованных на констатирующем этапе для обследования связной монологической речи у детей с ФФНР старшего дошкольного возраста, который показал следующие результаты коррекционно-развивающей работы.
Цель контрольного этапа выявить динамику обучения рассказу по сюжетным картинкам у дошкольников 5-6 лет с ФФНР.
Исследование проводилось с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников все диагностические методики соответствовали возрасту детей, использовался индивидуальный подход к каждому ребёнку в процессе диагностики.
Контрольный этап эксперимента проводился в тех же условиях, что и констатирующий этап. За основу взяты тот же критерий и оценочные показатели. После проведения повторной диагностики были проанализированы полученные результаты.
Дети с ФФНР показали хороший результат в овладении связной монологической речи. Из 6 исследуемых детей по имеющимся данным 4 детей имеют высокий уровень развития связной речи. Из этих 4 детей: 2 детей набрали наивысший бал (35 баллов) выполнили все пробы правильно, без затруднений пересказали незнакомый рассказ «Заячьи лапы», составили рассказ по серии сюжетных картин «Случай на реке», рассказ из личного опыта «На нашем участке», рассказ – описание «Моя любимая игрушка», составление продолжения рассказа по заданному зачину «Шарик потерялся». 2 детей в 1-й пробе испытывали небольшие затруднения: при составлении рассказа по сюжетным картинкам и в общей сумме набрали 30 баллов, который относится к высшему уровню развития речи. 2 ребёнка –– имеют средний уровень развития связной монологической речи. При выполнении всех проб испытывали небольшие затруднения, и они набрали 25 балла.
После проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента были проанализированы результаты исследования.
Для оценки результативности составленной и апробированной нами коррекционно-развивающей программы был проведён сравнительный анализ данных полученных на констатирующем и контрольном этапах.
На контрольном этапе проведённого эксперимента проводилось повторное обследование 6 детей по диагностической программе, используемой на констатирующем этапе. При повторном обследовании нами было выявлено, что результаты улучшились, что свидетельствует о положительной динамике развития связной монологической речи посредством обучения рассказу по сюжетным картинкам у дошкольников 5-6 лет с ФФНР.
Итак, коррекционно-развивающая программа посредством обучения рассказу по сюжетным картинкам дала положительную динамику, показала хорошие результаты у детей с ФФНР в конце всего периода обучения. Разработанная коррекционно-развивающая программа позволила повысить эффективность работы посредством обучения рассказу по сюжетным картинкам у дошкольников 5-6 лет с ФФНР. Мы считаем, что она может быть использована в работе учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений. На контрольном исследовании, дети были немного скованны, с трудом шли на контакт, то уже на констатирующем этапе, после проведенной коррекционной программы, дети стали заметно смелее, могли давать развернутые ответы, стали внимательней относиться к окружающему, эмоционально открытыми.
Данные показатели позволяют считать коррекционно-развивающую программу обучению рассказу по сюжетным картинкам старшего дошкольного возраста эффективной, и может быть использована в работе учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений.
Асмаловская Оксана Анатольевна
Старший преподаватель ТГПУ
Тимошевич Юлия Николаевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»
Тульская область, г. Плавск