Подготовительные игры на развитие слухового внимания

«Где позвонили?»

Цель. Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звуча­щий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать на­правление рукой. Если ребенок правильно укажет на­правление, педагог говорит: «Пора» — и водящий откры­вает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоно­чек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

 

«Скажи, что ты слышишь»

Цель. Накопление словаря  на развитие фразовой речи.

Описание игры. Педагог предлагает детям за­крыть глаза, внимательно послушать и определить, ка­кие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Де­ти должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

 

«Тихо — громко»!

Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения; под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом  под более громкий—бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

 

«Наседка и цыплята»

Цель. Закрепление понятий о количестве.

Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, ма­ленькие карточки с разным количеством нарисованных цыплят.

Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садится наседка (ребенок), Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят. Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его кар­точке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Ес­ли она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

 

«Кто что услышит?»

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие пред­меты: звонок, молоток, трещотка с камешками или горо­хом, труба и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит мо­лотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

 

«Продавец и покупатель»

Цель.   Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование, Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок —продавец. Пе­ред ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, на – пример  горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в  магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен но слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предвари­тельно познакомив детей с продуктами, помещает про­дукты в коробку, встряхивает и дает возможность де­тям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

 

«Найди игрушку»

Цель. Развитие координации движений. Оборудование. Небольшая яркая игрушка   или кукла.

Описание игры. Вариант I. Дети стоят по­лукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комна­ты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, ко­торые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водя­щий приближается к ребенку, у которого спрятана иг­рушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игруш­ка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу’ водящий входит, а дети ему говорят! Кукла Таня убежала, Вова, Вова, поищи, Как найдешь ее, то смело С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляет­ся, хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хло­пают в ладоши.

 

«Часовой»

Цель. Развитие ориентации в пространстве. Оборудование. Повязки.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг, В середине круга ребенок с завязанными глазами

(часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часо­вой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!> Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный   ребенок выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре — шесть детей, выбирается новый часовой, и иг­ра начинается сначала.

 

«Где звенит?»

Цель. Развитие ориентации в пространстве. Оборудование.  Колокольчик или погремушка. Описание  игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям пред­лагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их то­варищ. Получивший  колокольчик  прячется  где-либо в комнате пли выходит за дверь и звонит. Дети по   на­правлению звука отыскивают товарища.

 

«Где постучали?»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

Описание игры. Все дети сидят в кругу на стуль­чиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за спина­ми детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат; «Пора». Болящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

 

«Жмурки с колокольчиком»

Цель. Развитие ориентации в пространстве,

Оборудование. Колокольчик, повязки.

Описание игры. Вариант 1. Играющие си­дят на скамейках или стульях по одной линии или по­лукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком.
Одному из детей завязывают глаза, и он должен най­ти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными гла­зами стоят в кругу. Одному из детей лаю в руки ко­локольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завя­занными глазами должны его поймать.

 

«Жмурки  с  голосом»

Цель. Найти товарища по голосу и определить на­правление звука в пространстве.

Оборудование. Повязки.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Де­ти тихо переходят или перебегают с одного места на дру­гое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойман­ный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

 

«Встречайте гостей!»

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, раз­личие озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.).

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Петрушка получает колпачок с бу­бенчиками, зайка — шапочку с длинными ушками, а мишка — шапочку медведя. Педагог предупреждает ма­лышей, что мишка придет с погремушкой, петрушка — с барабаном, а зайка — с балалайкой. Малыши должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери подают звуки за ширмой, каждый на сво­ем инструменте. Дети должны угадать, кто идет. Когда все гости в сборе, малыши становятся в круг, а петруш­ка, мишка и зайка пляшут, как умеют. Затем выбира­ются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры можно дать гостям другие звучащие игрушки.

 

«Ветер и птицы»

Цель, Развитие координации – движений. Оборудование.   Любая    музыкальная   игрушка (погремушка, металлофон и др.) и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа — птички, другая — ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкаль­ной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, кото­рая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), де­ти, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и пор­хать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком {или с веточкой) ре­бенок будет бегать при повторении игры, но если он ока­жется невнимательным, флажок передается новому по­бедителю.

 

«Скажи, что звучит»

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полу­кругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каж­дой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для услож­нения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бу­бен», погремушку и др.

 

«Солнце или дождик»

Цель. Развитие координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сей­час мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хоро­шая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляй­те, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гу­лять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее ид­ти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3—4 раза.

 

«Угадай, что делать»

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребен­ку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукру­гом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флаж­ки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять дви­жения.

 

«Узнай по звуку»

Цель. Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан…)

Описание игры. Играющие садятся спиной к ве­дущему. Он производит шумы и звуки разными предме­тами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; уда­рять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бу­магу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подме­тать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считает­ся наиболее внимательным н в награду получает фишки или маленькие звездочки.

 

«Кто это?»

Цель. Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование. Картинки с изображением жи­вотных и птиц.

Описание игры. Педагог держит в руке несколь­ко картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картину так, чтобы остальные дети ее не видели, Он подражает крику животного и его дви­жениям, а остальные, дети должны угадать, какое это животное.

 

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

«Угадай, чей голосок»

Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Описание игры. Вариант 1. Играющие си­дят. Один из них становится (по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний дол­жен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре от­гадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжа­ется. Педагог предлагает детям разбежаться по пло­щадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу, Один ребенок остается в центре круга.

Дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,
По местам все разместились.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз.

Вариант   2.   Оборудование.   Мишка   (кукла).

Описание игры. Дети сидят полукругом. Пе­ред ними на некотором расстоянии спиной к детям си­дит ребенок с мишкой.
Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку.

Водящий должен угадать, кто его позвал. Он оста­навливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узна­ли, получает мишку, садится с ним на стульчик.

 

«Улиточка»

Цель.  Узнать товарища по голосу.

Описание игры. Водящий (улиточка) становит­ся d середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога.
Угадай, кто я???

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

 

«Угадай, кто это?»

Цель.   Воспитание слухового внимания.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на од­ного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кри­чал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узна­ли, будет водящим. Если не угадает, то остается во­дить еще 3 раза, а затем его меняет другой.

 

«Лягушка»

Цель. Узнать товарища по голосу. Описание  игры.  Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент  говорит:   «Ква-ква-ква».
По голосу водящий должен определить, кто ля­гушка.

 

«Улавливай шепот»

Цель.   Развивать остроту слуха.

Описание игры. Вариант 1. Играющие раз­биваются на две равные группы и строятся в одну ше­ренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уло­вимым только в том случае, если каждый активно вслу­шивается) отдает команды («Руки вверх, l стороны, кругом» и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее улови­мым и усложняет упражнения.

Вариант 2. Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом про­износит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызыва­ет другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.

 

«Горшочек»

Цель. Закрепление представлений «горячий <=» хо­лодный». Развитие координации движений рук.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.
Кто ошибется и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего).

 

«Кто внимательный?»

Цель.  Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т. п.

Описание игры. Педагог вызывает одного ре­бенка и дает ему задание, например взять мишку и по­садить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются ко­роткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3 – 4  до 5—6 м. Выявляются победители.

 

«Принеси игрушки»

Цель. Развитие ориентации в пространстве и коли­чественных представлений.

Оборудование.  Мелкие игрушки.

Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколь­ко игрушек из разложенных на другом столе: «Марина, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо спра­вился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут все игрушки, они могут поиграть с ними.

 

«Слушай и выполняй»

Цель. Развитие понимания словесных инструкций и фразовой речи.

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки  (фанты).

Описание игры. Вариант I, Педагог назы­вает 1—2 раза несколько различных движений (одно— пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать дви­жения в той последовательности, в какой они были на­званы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений.
За правильное, точное вы­полнение задания ребенок поощряется: за каждое пра­вильно выполненное действие — очко (фант). Набрав­ший большее количество очков — победитель.

Вариант 2. Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения, Неправиль­но выполнивший задание платит фант.

 

«Хлопки»

Цель.   Развитие   количественных   представлений.

Описание игры. Дети сидят по кругу на неболь­шом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вмес­те с педагогом громко считают по порядку, одновремен­но сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2—3 ра­за проводит игру правильно. Затем он начинает «оши­баться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяем руки, как – будто  хочет сделать хлопок. Дети, которые повторяли движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

 

«Лото»

Цель. Учить правильно соотносить слово с изобра­жением предмета.

Оборудование. Любое детское лото («Играем и работаем», «Картинное лото», «Лото для самых малень­ких»).

Описание игры. Детям раздают большие кар­ты, а маленькие берет педагог и называет последова­тельно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2— 3 раза. Ребенок, у которого находится называемый пред­мет, поднимает руку и говорит: «У меня…» — и называ­ет предмет. В более упрощенном виде эта игра проводится на «Картинках малышам». Дети получают по пять-шесть карточек этого лото и раскладывают их на своих кар­тах (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: «У ко­го собака?» У кого окажется картинка с собакой, под­нимает ее и называет.
Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он са­дится за их спиной, но игра продолжается на слуховом внимании. Карточки, пропущенные ребятами, педагог откладывает в сторону, В дальнейшем ведущим можно выбрать ребенка.

 

«Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»

Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Описание игры. В начале игры водящим дол­жен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, что­бы у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.

Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду гово­рить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т, д., а вы каждый раз поднимайте руку. Но внимательно слушайте, что я говорю; я могу сказать и неправильно, например, кошка летит, тогда руки под­нимать нельзя». В конце игры педагог называет более внимательных  игроков.

В начале игры педагог говорит медленно, останав­ливаясь после каждый фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и в конце кон­цов ввести еще одно усложнение — водящий сам каж­дый раз поднимает руку независимо от того следует это делать или нет.

 

«Запомни слова»

Цель. Накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых воз­можностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тог, кто потерял меньше фантов.

 

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО  СЛУХА 

«Красный — белый»

Цель.  Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование.   По два кружка на каждого ре­бенка (красный и белый).

Описание игры. Педагог предлагает детям вни­мательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет — под­нимают белый кружок.

 

«Где звук?»

Цель.  Нахождение места звука в слове.

Оборудование. Полоска из цветного картона, разделенная на три части яркими линиями, фишка (флажок или кружок).

Описание игры. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимо­сти от того, слышится ли звук в начале слова, в конце пли в середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться толь­ко одной большого формата полоской на столе педагога или раздать каждому ребенку полоски и фишки. В последнем случае дети должны сидеть за столами.

Сначала дети определяют место звука только в нача­ле, затем в конце слова. И лишь когда они все это усво­ят, можно взять слова, в которых заданный звук в сере­дине слова. Если заданный звук гласный, то подбира­ются слова с дополнительным условием: гласный Должен  быть ударным (аист, река, мак).

 

«Кто больше?»

Цель.   Нахождение  звука  в  названиях  предметов  по картине.

Оборудование, Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры. Педагог показывает детям кар­тину, например «Огород». После рассматривания кар­тины педагог предлагает рассказать, что собирают пио­неры на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р (звук с). За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

 

«Поймай рыбку»

Цель. Активизация словарного запаса, автомати­зация отдельных звуков.

Оборудование. Металлические скрепки, не­большие предметные картинки (изображенный пред­мет вырезан по контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.

Описание игры. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определя­ют наличие или отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, конце середине слова). За правильный ответ ребенок получа­ет очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

 

«Кто внимательнее?»

Цель. Активизация словаря, автоматизация раз­ных звуков.

Оборудование. Картинки на определенный звук.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педа­гог говорит; «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах. Кто угадает, тот под­нимет руку». Затем педагог показывает и называет кар­тинки, которые начинаются, например, со звука с: сан­ки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: с. Пе­дагог: «Правильно, все эти слова начинались со зву­ка С. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком. Игру можно усложнить.

 

«Кто больше слов придумает?»

Цель. Активизация словаря, автоматизация раз­ных звуков.

Оборудование.  Мяч, фанты.

Описание игры. Педагог называет какой-ни­будь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук.

Затем дети образуют круг. Один из играющих броса­ет кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказанное кем-либо, фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.

 

«Найди место для своей картинки»

Цель. Активизация словаря, дифференциация раз­ных звуков.

Оборудование. Картинки, в названии которых, например, есть звуки ш и ж.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педа­гог показывает им картинки, где изображен шар. Педа­гог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш… Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и

напоминает, как жук жужжит: ж-ж-ж… «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду пока­зывать и называть картинки, а вы слушайте, в назва­нии какой из них будет звук  (ш)  или  (ж). Если услышите звук  (ш), то картинку надо положить слева, а если услы­шите звук ж, то ее надо положить справа». Педагог по­казывает, как нужно выполнить задание, потом вызыва­ет поочередно детей, которые называют показывае­мые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать та­кие слова, где звук ж стоит в конце слова или перед глухим согласным.

 

«Будь внимателен»

Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Оборудование. Различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, тамбурин, курица, авто­бус и т. д.

Описание игры. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ре­бенка и называет ему предметы, а остальные дети сле­дят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в на­звании которых звуке встречается в начале, середине и конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры пе­дагог меняет порядок называния предметов, чтобы де­ти не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими зву­ками).

 

«Звенит — жужжит»

Цель. Дифференциация звуков з—ж. Описание игры. Выбирается водящий. Он выхо­дит из комнаты. Оставшиеся дети придумывают каж­дый по одному слову, в названия которого есть звук а или ж. Водящий, вернувшись, подходит к каждому ре­бенку, и тот говорит ему слово. Если водящий слышит в слове звук э, то он говорит: «Звенит», если слышит звук ж, то говорит: «Жужжит». Оцениваются и ответы во­дящего, и придуманные детьми слова.

 

«Отстукивание слогов»

Цель.  Обучение слоговому анализу слов.

Оборудование.   Барабан, бубен.

Описание игры. Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, ко­торое он должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо и громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количе­ству слогов слова. Победителями будут те, кто не сде­лал ни одной ошибки.

 

«Телеграф»

Цель. Обучение слоговому анализу слов.

Описание   игры.   Педагог говорит:   «Дети,   сей­час мы с вами поиграем в телеграф.   Я буду   называть слова, а вы будете по очереди их передавать по теле­графу в другой город». Первые слова педагог произно­сит по слогам сам и сопровождает их хлопками. Снача­ла детям дают двусложные слова, подбирая их по сте­пени трудности (папа, мама, окно, кровать). Затем по­степенно   вводят   трехсложные   и   односложные   слова (ма-ши-на, стол, дверь). Только после такой  предвари­тельной работы можно дать детям самостоятельно при­думывать слова, которые надо передавать по телеграфу.

 

«Угадай слово»

Цель.   Составление слов с определенным количест­вом слогов.

Описание игры. Дети сидят за столами. Педа­гог говорит: «Сейчас мы будем с вами отгадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу — отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог вызывает одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.

 

«Слова-перевертыши»

Цель. Активизация словаря, обучение слоговому анализу слова.

Описание игры. Один ребенок выходит из ком­наты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например лок  (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок.

Можно предложить детям и другие варианты: зага­дывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.

Павлова Светлана Александровна
учитель-логопед
ЯНАО, город Ноябрьск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *