Конспект занятия «Волшебница вода»

Возраст детей: 4-5 лет

Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды ее значений.

Задачи:

  1. Создать целостное представление о воде как о природном явлении;
  2. Познакомить со свойствами воды (прозрачная, без вкуса);
  3. Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;
  4. Воспитывать бережное отношение к воде; учить беречь природные ресурсы;
  5. Обогащать и активизировать словарь;
  6. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Приемы: беседа, практические способы действия, упражнение, игра.

Предварительная работа: Чтение стихотворений о воде, потешек про умывание, наблюдения «Вода – друг человека», «Птицы пьют воду» и др., опыты с водой, беседы с детьми, рассматривание и обсуждение дидактических карточек «Для чего людям нужна вода», игры-имитации.

Оборудование: предметные картинки, глобус, прозрачные пластиковые стаканы, емкости с солью, сахаром, маслом, прозрачные баночки, краски, кисточки, картинки-сюрпризы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игра на создание положительного эмоционального настроя «Улыбка»

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.

2. Основная часть.

Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку и если вы ее отгадаете, то мы узнаем тему нашего занятия:

Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)

Ребята, а теперь давайте с вами прислушаемся, что же это шумит? послушайте и определите, что это за звуки? (звуки воды)
В: Действительно, это журчит ручей. Скажите, для чего нам нужна вода? (Ответы детей) А кому нужна вода? (Ответы детей)
В. Правильно ребята. Молодцы. Мы не можем прожить без воды. Вода бывает очень разной. Вода – это реки, озёра, моря. А еще, вода необходима всем, кто живет на нашей планете Земле.
(обращаю внимание детей на глобус накрыт салфеткой и находится по середине круга)
: Что это дети? (Глобус, макет нашей планеты — Земля).
В: Какого цвета на глобусе больше? (Голубого)
В: Что обозначает голубой цвет? (воду, моря, океаны, реки).

Дидактическая игра «Кому нужна вода»

В: Послушайте внимательно условия игры: необходимо выбрать из наборов карточки, на которых изображены те, кому нужна вода и положить около глобуса. Дети объясняют, кому нужна вода. Воспитатель говорит о том, что вода нужна всем и ее нужно обязательно беречь.
В: Она как волшебница умеет превращаться в росу, в лёд, в снег, а может пролиться дождем.

(Я вам предлагаю пройти в лабораторию и посмотреть, как из тучки идет дождь, (на столе перед детьми лежат голубые губки и две мисочки, одна с водой, а другая пустая. Давайте представим, что это наша тучка. Она легкая. Но если мы ее намочим водой, то она станет тяжелой. Отжимаем губку. Какие у нас капельки? (крупные).)

Воспитатель: Ребята,где вы встречали воду? (ответы детей)

Физкультминутка «Цветы растут».
(Дети присаживаются на корточки, воспитатель ходит вокруг них с лейкой, имитируя полив цветов)

На лугу растут цветы небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки, опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают и по-прежнему цветут.

В: Ребята, а сейчас предлагаю нам подойти к столу. Посмотрите, ребята, вот стакан, какой он у нас? (чистый, прозрачный)
В: А теперь, посмотрите, перед вами стаканчики и графины с водой. Я предлагаю вам разлить воду по стаканам.

Вода – это жидкость, мы можем ее наливать.

Если мы опустим ложку в стакан с водой. Посмотрите, ложку видно? (да)
А почему видно ложку? (вода прозрачная)
А теперь, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Берите ложечки, попробуйте воду на вкус. Какая она? (вода безвкусная) Правильно, вода не имеет вкуса.
А теперь я предлагаю вам понюхать воду, пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, не пахнет)
В: Вода не имеет запаха. Ребята, мы с вами узнали, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха.
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят четыре блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.

Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает. (Сахар).
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли они отгадали загадку.

Воспитатель: Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится.  (Соль).

Убираем салфетку со второго блюдца.

Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде — пенится,
Брызгается и шипит.  (Масло).

Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? — … (песок)

Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти к столам и принять участие в экспериментах.

Дети рассаживаются на свои рабочие места.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите две баночки с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Затем, в другую баночку положите соль. Размешайте её. Соль исчезла. Почему?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла.

Идет самостоятельная работа детей.

Воспитатель спрашивает , что произошло с маслом в воде.
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

ОЧИСТКА ВОДЫ

Вос-ль: Ребята, посмотрите ещё раз на ту баночку, куда мы наливали масло. Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Вос-ль: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Вос-ль: А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из салфетки и установить его в баночку). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. Самостоятельная работа детей.
Вос-ль: У всех всё правильно получилось. Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, по не многу, будем лить масленую воду в баночку с фильтром. Идёт самостоятельная работа детей.
Вос-ль: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Вос-ль: Куда же делось масло?
Дети: Всё масло осталось на фильтре.
Вос-ль: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.

Капля раз, капля два – очень медленно текла,
А потом потом потом
Все бегом бегом бегом,
Мы зонты свои откроем,
От дождя себя укроем.
Ребята, скажите, а зачем нам нужна вода (пьем, моем руки, готовим еду).
А теперь я предлагаю вам помыть руки. Расскажите как мы с вами моем руки.
Руки у нас чистые, теперь можно и чай пить, предлагаю вам сесть за стол, сейчас мы с вами заварим чай, и опять нам в этом поможет вода. Пакетик с чаем опускаем в чайник. Заливаем водой, пока чай заваривается, подводим итоги.

  • макет нашей земли как называетcя?
  • какими свойствами обладает вода?
  • имеет она запах?
  • имеет она вкус?

А теперь давайте чай пить.

Ларикова Татьяна Владимировна
учитель-дефектолог, г. Москва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *