Коррекционное занятие «Развитие мелкой моторики, обводка, штриховка»
Цели: развивать познавательные процессы учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
- учить обводить шаблоны сложной конфигурации (рубашка), выполнять штриховку в разных направлениях, раскатывать тонкие столбики пластилинатеста и выкладывать их по заданному контуру.
- развивать мелкую моторику руки, пространственную ориентировку на листе бумаги, познавательные процессы (мышление)
- воспитывать уважение к труду, аккуратность.
Оборудование: кистевой массажер «Каштан», шаблон сложной конфигурации — рубашка, русская рубашка, карточки для игры «Подбери заплатку», пена, краски.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Психологический настрой. Упражнение «Доброе тепло».
Встаньте вкруг. Возьмитесь за руки и передайте свое тепло соседям. Тихонько пожмите руки рядом стоящим с вами соседом.
Упражнение «Радуга настроения»
А сейчас ребята, я хочу узнать с каким настроением вы пришли сегодня на занятие. Посмотрите на доску. Мы сравним наше настроение с цветом. Выберите тот цвет, который бы соответствовал вашему настроению. Каждый ребенок на магнитной доске выбирает свой цвет настроения.
Пальчиковая гимнастика
Красивую одежду могут сшить только «умелые» руки. Чтобы наши пальчики научились выполнять разную работу, были нашими помощниками, будем их учить. Коллективное чтение стихотворения о пальчиках и выполнение упражнений для мелких мышц пальцев рук.
Есть у меня работники,
Во всём помочь охотники.
Живут не за горою-
И день, и ночь со мною
Целый десяток верных ребяток.
- сильное растирание ладошек до появления ощущения тепла,
- «намыливание» кистей рук,
- сжимание пальцев в кулачки, разжимание, выполнение упражнения обеими руками и поочередно.
- работа с кистевым массажёром «Каштан».
2. Сообщение темы и целей занятия
Сегодня мы научимся обводить шаблон, выполнять штриховки, работать с тестом. У нас в гостях Иван — царевич и он просит вас помочь выполнить задания царя. Кто хочет помочь?
3. Основная часть
Отгадайте загадку и вы узнаете, какую одежду мы носим.
Загадка
В одну дверь вошёл, в три вышел.
Думал, что вышел, а оказалось, что только вошёл. (Рубашка)
Игра «Сходство и отличие».
Посмотрите на эти две рубашки и скажите, чем они отличаются? (3 различия). А теперь скажите, чем они похожи. (2 признака)
Демонстрация учащимся русской рубашки, объяснение смысла загадки.
Игра «Подбери заплатку к рубашке»
Индивидуально и дифференцированно выдается конверт, в котором рубашка из картона и 3 — 5 вариантов «заплатки». Учащиеся прикладывают и подбирают нужную заплатку. (Самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем от имени Ивана — царевича)
Игра «Объясни, где предмет» на ориентировку в пространстве, на доске, на листе бумаги. На доске в углах находятся предметные картинки одежды (платье, шарф, брюки, пальто). Учитель называет предмет, а один из учащихся должен объяснить где он находится (в правом верхнем углу, и т.д.).
Обведение шаблона рубашки
Задание выполняется индивидуально.
Игра «Украсим рубашку»
Выполнение штриховок в разных направлениях. Обратить внимание на то, чтобы дети не поворачивали лист во время выполнения работы. На доске дается образец выполнения штриховки.
4. Физминутка
Игра «Украсим рубашку»
Работа с пеной, красками. Учащиеся выбирают цвет краски, на пену наносят капли краски.
Игра «Помоги развесить одежду»
Двойные и одинарные трафареты одежды (одинарные прикрепляют – прищепками).
Игра «Рубашка в горох»
Подбор кружочков одного размера и наклеивание их на трафарет.
Застегивание и расстегивание пуговиц.
Завязывание и развязывание лент, шнурков на рубашке.
5. Подведения итогов занятия.
Мы славно потрудились, Иван — царевич хочет все ваши рубашки посмотреть и царю показать. Выставка работ учащихся. Рассматривание, нахождение отличий и сходства рубашек. Молодцы, теперь вам не страшны никакие болезни, самое главное, мы с вами научились делать очень важные упражнения, которые пригодятся вам в будущем.
Лебедева Юлия Васильевна
учитель-дефектолог, Государственное учреждение образования «Средняя школа №18 г.Борисова»
г. Борисов, Минская обл.