Сенсорная интеграция как новый подход к построению и проведению учебных занятий по адаптивной физической культуре
Для полноценного образования детей с особенностями психофизического развития необходима разработка системной методики адаптивного физического воспитания. Успешное освоение учебного материала детьми с ОПФР происходит эффективнее в условиях специально организованного обучения, предполагающий комплексный психолого-педагогический подход и профессионально организованную игровую деятельность. Опыт ряда специальных учреждений убедительно доказывает возможность и необходимость обучения и развития детей с ОПФР. Отличительной чертой детей данной категории является замедленность темпов развития мышления, восприятия, что приводит к трудностям овладения двигательными действиями.
Многие исследователи важную роль отводят двигательному анализатору, так как в процессе любого вида деятельности человека он взаимодействует со зрительным, слуховым и тактильно-вибрационным анализаторами. Картина двигательных нарушений у детей с ОПФР мозаична и разнообразна. Двигательные нарушения у данной категории детей можно рассматривать не как заболевание, а как несформированность двигательного навыка. В связи с этим адаптивное физическое воспитание является одним из эффективных средств гармоничного развития ребенка, имеющего нарушения в развитии.
Отечественная зарубежная наука и практика имеют использования физических упражнений в целях совершенствования физического, психофизиологического и социального статуса людей с двигательными и сенсорными ограничениями. По мнению ряда исследователей (А.А.Дмитриев, 2002; Л.В.Шапкова, 2007) занятия доступными видами адаптивной физической культуры необходимы для максимально возможного развития жизнеспособности человека, имеющего даже устойчивые отклонения в состоянии здоровья. При этом, важно не только обучать ребенка тем или иным умениям, но и научить его бороться, вести мыслить, решать поставленные перед ним задачи с помощью имеющегося потенциала. Все это служит основанием для разработки современных подходов к всестороннему, в том числе и физическому, развитию детей с особенностями психофизического развития. Такой подход позволяет формировать необходимый арсенал педагогических воздействий на физическое развитие детей рассматриваемой категории. Целью адаптивного физического воспитания становится воспитание у детей с нарушениями способности к действию, которая позволит им самосовершенствоваться и взаимодействовать с окружающим миром.
Главными задачами являются:
- Познавать свои моторные возможности, развивать и совершенствовать их;
- Двигаться непринужденно и весело;
- Самостоятельно решать задачи, связанные с движением. Учитывая свои возможности;
- Накапливать опыт в совместных играх с другими детьми.
Главные цели:
- Расширение способности к действию;
- Качественное улучшение моторики;
- Овладение элементарными социальными способами действия;
- Содействие в развитии личности (собственная инициатива)
- Накопление опыта владения телом;
- Накопление опыта взаимодействия с окружающим миром.
Для каждой группы детей необходимо определять свое содержание занятий, подбирать соответствующие виды спорта или разрабатывать новые формы движения.
В последние десятилетия во многих странах прочное место в коррекционно-педагогической работе заняла терапия сенсорной интеграции. Этот метод разработан американским эрготерапевтом Джин Айрес и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Терапия предполагает воздействие на ребенка различными стимулами в специально смоделированной среде. Особое внимание уделяется синтезу ощущений, идущих от различных сенсорных систем. (тактильная-слуховая-зрительная-вкусовая-обонятельная).
Сенсорная интеграционная терапия стремится восстановить нарушенное по разным причинам развитие, используя вместо лекарств физические упражнения. У детей с ОПФР формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, нарушением двигательного, зрительного и слухового анализаторов. У них патологически развивается схема положений и движений тела, воспроизведение движений вызывает огромные трудности. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь.
На каждом этапе обучения стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
I. Обогащение ребенка впечатлениями, создание условий, при которых он мог бы следить за игрушками, трогать, хватать предметы разной формы и величины.
II. Накопление представлений о цвете, величине предметов, сопоставление предметов способом прикладывания.
III. Обучение выделению цвета, формы, величины, накопление представлений об основных разновидностях цвета и формы, об отношениях между предметами по величине при их зрительном соотнесении.
IV. Формирование устойчивых сенсорных эталонов
V. Знакомство с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур, расширение представлений о количестве и счете.
Сенсорная интеграция:
- Неосознаваемый процесс;
- Организует информацию, полученную с помощью органов чувств;
- Наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию;
- Позволяет действовать осмысленно
Специальные упражнения:
- Изменение положения тела с помощью поворотов;
- Обведение контура тела массажным мячиком;
- Обведение контура ладони, стопы на бумаге;
- Растирание поверхности тела тканями различной текстуры;
- Рисование на спине тактильными ладошками;
- Прикосновение предметами различной формы;
- Вращение по кругу;
- Перекатывание со спины на живот;
- Заворачивание в одеяло;
- Балансирование на гимнастическом мяче;
- Ползание по неровной поверхности;
- Прыжки на мате, батуте;
- Перетягивание каната;
- Работа с пластичными материалами.
Результатом успешной сенсорной интеграции являются следующие навыки: концентрация и способность выполнять несколько задач одновременно, регуляция тонуса и равновесия, координация положения тела и движений, распределение силы и развитая мелкая моторика, понимание слов и речи, улавливание ритма и мелодики, а также повышение самооценки, уверенности в себе.
Лебедева Юлия Васильевна
учитель-дефектолог, Государственное учреждение образования «Средняя школа №18 г.Борисова»
г. Борисов, Минская обл.