Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи у старших дошкольников в группе для детей с ТНР

Человек – существо социальное. Живя в обществе, он с помощью речи передает и получает необходимую информацию. И, безусловно, интонационная выразительность здесь имеет здесь огромное значение. Ведь одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, подчас могут иметь совершенно разное значение. И недаром говорят, не так ранит слово, как интонация, с которой оно сказано. Известен факт, что А.С. Макаренко стал считать себя педагогом только после того, как научился произносить фразу «Иди сюда!» с двадцатью оттенками. Поэтому, развивая речь детей, необходимо уделять серьезное внимание ее интонационной выразительности.

Особенно страдает интонационная выразительность речи у детей, имеющих речевые нарушения. В первую очередь это дизартрия и заикание. Интонационная окраска речи таких детей резко снижена. Голос либо тихий, либо наоборот слишком громкий. Детям недоступны голосовые модуляции. Темп речи часто ускорен, дикция нечеткая. На практике мы это часто замечаем в стихотворной речи: речь ребенка, как правило, монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос как бы угасает.

Эти наблюдения получили свое подтверждение после проведенного нами детального обследования интонационной стороны речи у детей, посещающих логопедическую группу. Обследование проводилось по методике Е.Ф. Архиповой. Дети испытывали большие трудности при выполнении заданий. Большинству из них потребовалась активная помощь взрослого. Наибольшие затруднения возникали при дифференциации типов интонации в предложении и стихотворном тексте, воспроизведении отраженно фраз и стихотворных строк с заданной интонацией, и особенно при самостоятельном воспроизведении мелодики различных типов предложений. Это приводит к нарушению коммуникативной и смыслоразличительной функции интонации.

Коррекционная работа была построена нами на основе методики, предложенной Л.В. Лопатиной и Л.А. Поздняковой.

Работа проводилась нами поэтапно.

I этап – формирование представлений об интонационной выразительности импрессивной речи. Дети знакомились с повествовательной, восклицательной и вопросительной интонацией и способами их обозначения, учились дифференцировать интонацию. Обучение проходило в естественной ситуации общения с использованием вопросно-ответной формы речи. Дети с удовольствием знакомились со знаками препинания, писали так называемые «интонационные диктанты», когда дети прослушивали 4-5 высказываний разного мелодического оформления, после прослушивания каждого нужно было записать соответствующий знак препинания. По завершении задания «шифровка» ребенка сравнивалась с образцом.

II этап – формирование интонационной выразительности экспрессивной речи. Работа проводилась постепенно: от усвоения средств интонационного оформления на материале слов и предложений к усвоению интонационного оформления на более сложном материале. В качестве заданий использовались сопряженное с логопедом, отраженное проговаривание предложений , а также самостоятельное воспроизведение высказываний с опорой на графические модели. Выработанные навыки закреплялись в самостоятельной речи детей. С этой целью использовалось составление предложений заданной интонационной модели по картинкам при помощи уже усвоенных графических моделей мелодического оформления высказываний и схем предложений с изображением выделенного слова. Выработанные навыки закреплялись в различных театрализованных играх с применением пальчикового, кукольного, теневого, настольного видов театров, в чтении стихотворений, басен по ролям. В качестве речевого материала использовались: тексты русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Зайкина избушка», «Кот, петух и лиса»; литературных сказок В. Сутеева и др. Игровая форма занятий позволяла наиболее полно использовать психологические компоненты, характерные для речевого общения, – ощущения, эмоции, мыслительные процессы.

Обучение оказало положительное влияние на развитие у детей возможностей точного восприятия и понимания интонации; способствовало усвоению и систематизации правил интонационного оформления речевых сообщений; формированию у детей языковых обобщений. У детей возросли возможности точной передачи коммуникативной и эмоциональной направленности высказываний интонационными средствами.

В заключение хочется сказать, что работа по формированию интонационной выразительности речи создает хорошие предпосылки для удовлетворения эмоциональных потребностей ребенка, формирования высокой культуры речи и успешного обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – С. 281 – 315.
  2. Лопатина Л.В., ПоздняковаЛ.А.. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. — 151 с.

Щеткина Татьяна Михайловна
учитель-логопед, МБДОУ Городского округа Пушкинский Московской области «Детский сад №66 «Ёлочка»
г. Пушкино, Московская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *