Логопедическое занятие по теме «Предлог» для 2-х классов детей ЗПР
Цель: Закреплять знания детей о предлогах.
Задачи:
Образовательные
- Упражнять детей в понимании семантической роли предлогов
- Упражнять детей в записи предложений с предлогами.
- Совершенствовать умения детей устанавливать соответствие между предлогом и его схемой.
- Совершенствовать умения детей составлять предложения с предлогами на наглядной основе, на основе схемы, по вопросам
- Упражнять детей в правильном согласовании и управлении слов в предложении
- Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза
Коррекционно-развивающие
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, память
- Совершенствовать координацию движений, укреплять межанализаторные и межполушарные связи
- Развивать слуховое внимание
- Совершенствовать навыки самоконтроля
- Совершенствовать мыслительные операции анализа и синтеза, классификации
- Совершенствовать зрительно-пространственные представления
- Совершенствовать умения работать в парах
Воспитательные
- Продолжать формировать положительное отношение к занятиям и уверенность в своих силах
- Воспитывать самостоятельность
Оборудование: зеркала, карточки с условными обозначениями предлогов, карточки с предложениями, мячики Су-Джок, мяч средний.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Логопед.
— Прозвенел для нас звонок, начинается урок.
2. Психотренинг.
Логопед становится в круг с детьми, держатся за руки.
Закройте глаза и повторяйте за мной:
Мы внимательны!
Всё будет хорошо!
Мы успеем сделать всё!
3. Самомассаж.
Логопед.
— Выполняем упражнение «Разглаживание пальцев». Поставьте левую руку перед собой ладонью к себе. Указательным и средним пальцами правой руки разглаживаем каждый палец левой руки. Начинаем с мизинца. Меняем руки под счет.
4. Упражнения на внимание.
Логопед:
— А теперь проверим, насколько вы внимательны.
Быстро выполняйте движения:
Поднимите руки над головой, хлопните в ладоши, опустите руки на стол, возьмите соседа за руку, спрячьте руки под стол.
6. Введение в тему.
1. На доске карточки с картинками. Детям нужно отгадать слово по первым буквам названий картинок. Картинки расставлены по порядку: помидор, рак, ель, дом, лук, окно, гусь.
(Предлог) – правильно.
Предлог – это …маленькое слово, которое пишется отдельно.
Служит для …связи слов в предложении.
Предлог помогает определить …где находится предмет или куда он движется.
7. Основная часть.
1. Работа со схемами предлогов.
а) Сейчас мы с вами вспомним условное обозначение предлогов (схемы).
— разложите схемы предлогов на парте.
— покажите предлог: на, в, под, из, над, у, перед.
б) Логопед читает слова с предлогами. Учащиеся поднимают схему услышанного ими предлога.
Под диваном, из класса, на крыше, в школе, над столом, у дома, по стеклу, из столовой, над городом, у доски, в гараже, под мостом, на небе, в дупле, под землей, из машины, в окно.
в) Произнесите слова с предлогом С, изменяя окончания.
— Кисть
— Яблоко
— Груша
— Лимон
— Апельсин
— Банан
— Какое слово здесь лишнее? Почему? (кисть)
— Что такое кисть?
— Какое значение имеет это слово?
2. Упражнение. Прочитайте предложения, вставьте пропущенный предлог и запишите его ручкой (на карточке).
Волк побежал … деревне.
Книга лежит … парте.
… дневнике … меня хорошие оценки.
… домом растут красивые цветы и т.д.
8. Физминутка с мячиком Су-Джок.
— Покатайте мячик между ладошками,
— Покатайте мячик по столу правой рукой,
— Покатайте мячик по столу левой рукой,
— Спрячьте мячик под стол,
— За спину,
— Поднимите над головой,
— Покатайте мячик между ладошками.
Игра. «Правда или шутка». Прочитайте предложения, но в них допущены ошибки. Вы должны их исправить.
Мяч играет с Сашей.
Дорога едет по машине.
Гена разбил стеклом мяч.
Маша несет сумку в капусте.
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепешки.
Игра «Наоборот» — с перекидыванием мяча — ребята, назовите противоположный предлог.
• В школу – из школы
• в сумку – из сумки
• в магазин – из магазина
• в корзину – из корзины
• над окном – под окном
• над диванов – под диваном
• над крышей – под крышей
• над столом – под столом
• к двери – от двери
• к дому – от дома
• к шкафу – от шкафа
• к машине – от машины
• до города – от города
• до поворота – от поворота
• до театра – от театра
• до гаража – от гаража.
Составьте предложения по схемам – связкам.
9. Подведение итогов занятия:
— какую тему проходили на уроке?
— что понравилось?
Веретнова Ольга Дмитриевна
учитель-логопед, КГБОУ «Красноярская школа № 7
Красноярский край, город Красноярск