Положительное влияние на развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством песочной терапии

В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Теоретическое обоснование выделения этого состояния в особую категорию среди детей с нарушениями речи было сформулировано профессором Р.Е. Левиной в 1961году. Она выделила три уровня речевого недоразвития.

В настоящее время описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики дополнительного четвертого уровня речевого развития.

Связь между нарушением речи и другими сторонами психического развития у детей обуславливает специфические особенности их мышления. Это отмечается в исследованиях И.Т.Власенко, ГА. Каше, Р.Е. Левиной, С.Н.Шаховской и др. Такие дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения они с трудом овладевают различными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением и обобщением. Наибольшие трудности дошкольники с общим недоразвитием речи испытывают в тех заданиях, где нет шаблонного решения и для выбора ответа надо представить мысленно предмет, о котором идет речь.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти.. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Для детей с нарушениями речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, мышления, памяти. Без специального обучения они с трудом овладевают различными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением и обобщением. На решение этих проблем у детей с ОНР,  положительно влияет   песочная терапия, она  полезна тем, что развивает у детей с ОНР: тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, расширяет словарный запас, фонематический слух и восприятие, диалоговую форму речи,  фантазию и образное мышление. Снимает мышечную напряженность, улучшает эмоциональное состояние.

Игра с песком — это естественная и доступная ребенку форма деятельности. Песочная терапия для детей — это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.

Игра ребенка в песке — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она для них — средство коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими игре, чем в словах, поскольку в ней они чувствуют себя более удобно. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства — наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.

Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются частью той среды, в которой может осуществляться его самовыражение.

В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, то совершает целый ряд независимых действий. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку. Вместо того чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.

Благодаря играм у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям. Песочница служит прекрасным посредником для установления контакта с детьми. И если дети еще плохо говорят и не могут рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая  моторика руки.

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста  ОНР.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью

В условиях детского сада учителя-логопеды могут проводить развивающие игры на песке, они более эффективны, чем стандартные приемы обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М.: Просвещение, 1995.
  3. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 3 / Отв. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1983.
  4. Леонтьев АЛ., Деятельность и общение.- М., 1999.
  5. Зимняя АА. Вербальное общение в общественно-коммуникативной деятельности. –М.

Гирман Татьяна Валентиновна
Магистрант Курганского государственного университета
г. Курган, Курганская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *