Применение современных образовательных технологий и методик в коррекционно-развивающем процессе

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного и школьного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Можно выделить следующие причины появления инноваций в дошкольном образовании: научные исследования; социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых педагогических системах; творческая вариативность педагогов; заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в развитии детей.

В понятие педагогической технологии входят:

  • концептуальная основа;
  • содержательная часть обучения (цели обучения и содержание учебного материала);
  • технологическая часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, методы и формы работы педагога; диагностика).

По мнению Г.К. Селевко, любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Концептуальность предполагает опору на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность включает наличие всех признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.

Управляемость дает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность усматривает оптимальность по затратам, гарантию достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками,  применении их в практической профессиональной деятельности.

Для решения следующих педагогических задач:

  • своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
  • предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям  ребенка;
  • организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса;
  • содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии;
  • консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы; я в своей профессиональной деятельности применяю следующие технологии:
№ п\п Образовательные технологии и методики Цель использования технологий и методик Описание внедрения в педагогическую деятельность Результаты использования
1. Технологии логопедического обследования     определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности  или  нарушений в речевой сфере методики: Р. И. Лалаевой, С. Е. Большаковой, Н. Я. Семаго, М. М. Семаго, Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной

При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики  Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой.

Своевременно оказать помощь в преодолении этих трудностей
при диагностике незрячих использую методики Л. Г. Парамоновой, Л. Г. Кобзаревой, Н. С. Костючек
2. Здоровьесберегающие технологии.
Технологии формирования речевого дыхания Стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы.

плавность речевого высказывания, детям с дизартрией  нормализовать голос,  интонационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания.

Упражнения для дыхания на индивидуально, фронтальной, подгрупповой.

 

методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой.

Сильный и продолжительный выдох. Нижнедиафрагмальное дыхание, организация речи на выдохе. Дифференциация ротового и носового выдоха.
Зрительная гимнастика Снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. Использование упражнений после напряженной 10 -15 минутной работы. Профилактика миопии.
Релаксация гимнастика Снимает напряжение, чувство беспокойства. Является одним из этапов работы Развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения.
Мимическая Способствует коммуникации, эмоциональному развитию Выполняется на каждом индивидуальном занятии перед зеркалом, по подражанию или словесной Более четкая мимическая картина
Динамические паузы в сочетании с речевым материалом. Развитие общей моторики, координации движений и речи, снятие мышечного напряжения. Физминутки по лексическим темам. Повышенная работоспособность, профилактика нарушения осанки и плоскостопие.
Гимнастика для пальчиков. Развитие мелкой моторики и навыков самообслуживания, манипуляции с предметами, ручной умелости,снятие синкенезий и мышечных зажимов. Крупотерапия, пескотерапия, су-джоки, мозайка, массажные мячики, игры с прщепками, со счетными палочками. Прямопропорциональная зависимость развития мелкой моторики и речи.
 

 

Психогимнас-тика. Обучение детей выразительным движениям, тренировка психомоторных функций, снижение эмоционального напряжения. Игры и этюды Развитие эмоциональной сферы, рефлексии чувств.
Биоэнерго-пластика. Активизация интеллектуальной деятельности, развитие координации, мелкой и артикуляционной моторики. На каждого ребенка существует комплект красных варежек, олицетворяющих язычок, надевая которые дети выполняют гимнастику для язычка. Улучшается речь.
Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики. Нормализация речевой моторики, эмоциональное развитие. Сказки по лексическим темам на занятиях Улучшение произносительных навыков.
Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры. Стимулирование и активизация мышечного тонуса. Комплексы упражнений на уроке, как один из этапов работы. Укрепление мимической мускулатуры, формирование тактильных ощущений, развитие речи.
Кинезиологические методы развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий Систематически на занятиях исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

 

3. Технология проблемного обучения Развитие познавательной активности. Последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. Активное усвоение знаний.
4. Технологии  коррекции звукопроизношения уточнение произношения звуков; постановка и закрепление отсутствующих звуков; развитие фонематического восприятия; преодоление затруднений в воспроизведении слов  различной слоговой структуры; закрепление изученных лексико – грамматических конструкций методики  Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь.
5. Технология концентрированного обучения. Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности. Тематическое планирование. Углублённое и всестороннее освоение материала.
6. Технологии дифференцированного обучения обучение каждого на уровне его возможностей позволяет сделать учебный процесс более эффективным Систематически на занятиях помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
7. Технологии коррекции нарушений письма.                                                                 формирование слоговой структуры слова; развитие языкового анализа и синтеза; развитие фонематического восприятия; развитие фонематического и слогового анализа и синтеза; обогащение и систематизации словарного запаса; формирование и закрепление правил словоизменения и словообразования; устранение аграмматизмов в устной и письменной речи. использую методики  А. В. Ястребовой, З. Е. Агранович, Л. Г. Парамоновой, Р. И. Лалаевой, Л. В. Венедиктовой, Л. Н. Ефименковой, И. Н. Садовниковой,  Л. Г  Кобзаревой.

 

повышение  качества письма и, как следствие, — улучшение успеваемости  по основным предметам и психоэмоционального состояния  учащихся
8. Технологии развития лексико-грамматической стороны  речи.                             расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, на каждом занятии, индивидуальном или групповом, регулярно используя принцип конкретизации речи незрячих правильному развитию речи учащихся
9. Технологии развития связной речи.                                                                            учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания методики Р. И. Лалаевой, Н. Г. Андреевой свободному учебному высказыванию в классе
11. Авторская технология «Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук». Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей с СНР I, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрией Способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.

Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий и методик — залог высоких результатов коррекционно – логопедической  работы.

Груздева Ирина Алексеевна
МБОУ «СОШ № 64»
Чебоксары

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *