Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Термин «общее недоразвитие речи» (ОНР) используется для обозначения речевых расстройств, характеризующихся нарушением формирования всех компонентов речевой системы (звуковой стороны и смысловой стороны) при условии сохранности слуха и интеллекта. ОНР относится к тяжелым нарушениям речи .

Выделение детей с ОНР относится к психолого-педагогической классификации речевых расстройств, включающей также такие типы нарушений, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и фонетическое недоразвитие речи (ФНР), заикание. ФФНР и ФНР характеризуют нарушения звуковой стороны речи, при сохранном развитии смысловой стороны, и вместе с ОНР составляют группу, выделенную на основании нарушения языковых средств общения. Заикание относится  к нарушениям коммуникативной функции речи при сохранении языковых средств общения.

Существует и клиническая классификация нарушений речи. Л.О. Бадалян выделяет речевые расстройства, связанные с:

  • органическим поражением центральной нервной системы (алалия, афазия, дизартрия, речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС – заикание, мутизм и сурдомутизм);
  • анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата: механические дислалии, ринолалалия;
  • с задержкой речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).

Клинические и психолого-педагогическая классификации не противоречат друг другу. При ОНР у детей фиксируются нарушения произношения, представленные дизартрическими расстройствами или алалией.

ОНР возникает в результате комплекса причин, которые можно разделить на две группы. Первая – это ОНР как самостоятельное нарушение, вторая – возникновение ОНР на фоне алалии, дизартрии, ринолалии и т. д.

В первом случае ОНР, характеризующиеся несформированными в соответствии с возрастной нормой звукопроизношением и фонематическим восприятием, а также словарным запасом и грамматическим строем речи. ОНР как самостоятельное нарушение возникает под влиянием социальных (средовых) факторов:

  1. Недостаточная речевая среда, не создающая условий для развития речи ребенка (дефицит общения, глухие родители, воспитание в условиях дома ребенка или детского дома и др.).
  2. Билингвизм. С рождения ребенок находится в условиях, когда необходимо осваивать две языковых системы.
  3. Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок. Ребенок может воспринимать и воспроизводить неправильные образцы речи.

Возникновение ОНР на фоне алалии, дизартрии, ринолалии связано с нарушениями центральной нервной системы (органическими и функциональными). Чаще всего, ОНР формируется при алалии и дизартрии. Нарушения фонематического восприятия и звукопроизношения приводят к тому, что формируются искаженные, недостаточно дифференцированные звуковые образы слов. Это приводит к нарушениям в освоение грамматических форм, недостаточно словарного запаса.

Описывая клинические причины возникновения общего недоразвития речи, Е. М. Мастюкова выделила достаточно большую категорию детей, у которых выраженная речевая недостаточность сформировалась как результат неблагоприятного течения второй половины беременности матери, тяжелых патологических родов. Таким образом, более тяжелые нарушения речи возникают как результат нарушенного течения беременности и родов.

В структуре ОНР одним из ведущих признаков является позднее появление экспрессивной речи, или замедленное ее развитие, при том, что понимание речи может быть сформированным. Речь характеризуется выраженными фонетическими нарушениями, аграмматизмами. Это делает речь малопонятной, ведет к нарушению ее коммуникативной функции. В сочетании с осознанием собственного дефекта, затруднения в коммуникации приводят к снижению речевой активности и усугублению дефекта .

Особенности проявлений ОНР у детей характеризуются значительными различиями в соотношении дефектов речи. Р.Е. Левиной были систематизированы и обобщены нарушения разных сторон речи и выделены уровни ОНР. В основе выделения уровней лежит соотношение первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов.

Корниенко Ирина Владимировна
учитель-логопед, МАДОУ №22
г. Кемерово, Кемеровская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *