Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Наблюдения показывают, что у большинства старших дошкольников  и школьников 1-х классов, обладающих недостатками речи, нет серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная в известной мере с неправильным воспитанием. Отсюда необходимо сделать вывод, что очень важно вовремя исправлять недостатки, что труднее это сделать впоследствии, когда они укоренятся. Весь дошкольный возраст- это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением.

«Программа воспитание в детском саду» предусматривает обучение детей правильному звукопроизношению, начиная с 1 мл. группы. Можно брать как часть занятия работу по ЗКР. Важно, чтобы воспитатель понимал задачи, поставленные перед ним, и творчески подходил к решению их. В этом возрасте обычно ребенок усваивает губные звуки (п, пь, б, бь, м, мь), губно-зубные (ф, фь, в, вь), переднеязычные (т, ть, д, дь, н, нь), заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь). Свистящие, шипящие и соноры он обычно или пропускает, или заменяет. Поэтому основная задача воспитателя- проводить работу, направленную на овладение детьми движениями органов артикуляционного аппарата, которая совершается под контролем слуха. А следовательно, необходимо развивать и слуховое внимание, речевое дыхание, голос, звукоподражания.

Я не буду говорить об упражнениях артикуляционной гимнастики, об этом у нас уже была консультация.

Для развития слухового внимания и восприятия (концентрации, устойчивости, переключения) берутся следующие дидактические игры:

  1. «Угадай, кто кричит» (подражание животным);
  2. «Где позвонили?» (с закрытыми глазами определить звук);
  3. «Угадай, на чем играю» (разные инструменты);
  4. «Солнце или дождик» (солнце- гуляют, дождь- стучит в барабан);
  5. «Угадай, что делают?» (стучим ногами, карандашами, шуршим бумагой, переливаем воду….);
  6. «Угадай, кто идет?» (разные птицы- воробей прыгает легко, быстро, цапля- важно, медленно), животные;
  7. «Кто внимательней» (воспитатель шепотом говорит каждому задание).

Для развития речевого дыхания:

  1. «Чей одуванчик раньше улетит» (на прогулке);
  2. «Бабочка, лети» (дуют на бумажные бабочки);
  3. «Чья птичка дальше улетит» (из бумаги);
  4. «Пускание корабликов» (таз с водой);
  5. «Птицеферма» (звукоподражание на одном выдохе- ко-ко-ко, га-га-га, ку-ка-ре-ку).

На звукоподражание сначала берут более простые с открытыми слогами типа: му-му, ку-ку, потом с закрытыми слогами: ав-ав, бум-бум, топ-топ, а затем со слогами разной структуры и различными сочетаниями звуков- чик-чирик, трень-брень, дили-дон.

 

2 мл. группа— произношение детей этой возрастной группы характеризуется рядом особенностей:

  1. согласные произносятся смягченно (ложечка- лезецька);
  2. свистящие с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются    (абака- собака, амок- замок),
    • заменяются с-ф (фобака),
    • з-в (вамок),
    • ц-ф (фыпленок),
    • с-т (тветок);
  3. шипящие ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются (апка- шапка),
    • заменяются ш-с,ф ( сапка, фапка),
    • ж-з, в (зук, вук),
    • ч-ц, ть (оцки, отьки),
    • щ-сь, ть (сетка, тетка- щетка);
  4. звуки л и р пропускаются ( ампа- лампа, ука- рука),
    • заменяются ль (лямпа, люка),
      й   ( ямпа, юка).

Проводится работа по развитию моторики органов артикуляционного аппарата, по развитию речевого слуха, отрабатываются на занятиях следующие звуки: а, у, и, о, э, м, п, б, ф, в на каждый звук воспитатель последовательно проводит три этапа работы:

  1. Подготовка артикуляционного аппарата, способствующая правильному произношению звука.

Цель:

  • тренировка движений артикуляционного аппарата.
  1. Уточнение произношения данного звука.

Цель:

  • тренировка артикуляционного аппарата;
  • уточнение произношения данного звука ( для детей, у которых он имеется);
  • вызывание данного звука ( у кого его нет).
  1. Закрепление произношения данного звука.

Цель:

  • уточнение произношения данного звука в словах;
  • улучшение словопроизношения у ребенка;
  • увеличение активного словаря ребенка.

Работа проводится как в свободное время ( утро, 2–я половина дня), так и как часть занятия по развитию речи.

Необходимо готовить не только артикуляционный, но и голосовой, дыхательный аппараты. Ясная дикция и четкое произношение могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании.

Добавляются следующие дидактические игры:

  1. «Чей параход лучше гудит?» ( чистый пузырек- ы-ы-ы);
  2. «Успокой куклу» ( а-а-а);
  3. «Кто лучше сделает дудочку» (у-у-у);
  4. «Кто умеет улыбаться?» ( и-и-и);
  5. «Хороша кукла Маша, только болят зубы у куклы нашей» ( о-о-о).

Игры на звукоподражание:

«Насос» (с-с-с), «Комары» (з-з-з), «Змея» (ш-ш-ш), «Жуки» (ж-ж-ж), «Параход» (л-л-л).

Для тех, кто уже правильно произносит изолированный звук, но не всегда употребляет его в словах, можно проводить следующие дидактические игры:

  1. «Найди пару» ( звук м)- картинки у детей и на столе, ищут пару;
  2. «Магазин» ( звук п)- игрушки и предметы;
  3. «Чего не хватает» ( звук ф)- на столе предметы, ребенок называет, отворачивается, воспитатель убирает;
  4. «Дождик» ( звук к)- стихотворение, которое заучивается заранее- обыгрывают.

 

В средней группе у детей совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

  • исчезает смягченное произношение согласных;
  • многие звуки произносятся более четко и правильно;
  • исчезает замена свистящих и шипящих звуков звуками т и д;
  • исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц.

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформулированным. Шипящие звуки произносятся недостаточно четко, не все дети умеют произносить звуки л и р. Задача воспитателя- продолжать работу по улучшению звукопроизношения у детей, развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы, их взаимодействие.

Идет отработка следующих звуков: н, т, д, к, г, х, ы, с, сь, з, зь, ц.

Отработка звуков также идет в 3 этапа, в 3 этапа добавляется отработка во фразовой речи (т.е. в предложениях).

Добавляются игры на развитие речевого дыхания:

  1. «Ныряльщики» ( вдох ртом, наклоняемся, будто «под водой»- выдох носом);
  2. «Вьюга»- у-у-у ( картина зимы, на одном дыхании громко, тихо);
  3. «Погреем руки» (х-х-х);
  4. «Тихо- тихо» (ц-ц-ц)- наши игрушки расшалились, скажем, чтоб сидели тихо- тихо- ц-ц-ц.

В этой группе большое внимание уделяется развитию фонематического слуха как одного из компонентов речевого слуха. Детей учим сравнивать фонемы, различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук (гласный под ударением- утка, Оля, арбуз, окна, согласный- сом, так, дом).

К концу года дети должны уметь осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.

Все этапы работы над каждым звуком и игры организуются со всей группой в течение года еженедельно. Каждый этап работы проводится отдельно. Их планируют или как самостоятельные занятия (чаще это закрепление произношения данного звука), или как часть занятия по развитию речи (чаще это работа по подготовке артикуляционного аппарата и вызыванию звука).

Правильно спланировать работу с группой и отдельными детьми воспитатель может лишь тогда, когда он хорошо знает особенности речи каждого из них. Эти особенности воспитатель выявляет, прислушиваясь к детским разговорам, беседуя сам с детьми. Чтобы точно уловить характерные черты произношения (иногда незначительные искажения), надо подойти к каждому ребенку индивидуально, проверить, как он произносит разные звуки. В начале года необходимо провести специальное обследование звукопроизношения у детей всей группы. Обследование лучше всего проводить утром, когда не все дети в сборе, или в часы игр. Для этого используются картинки, игрушки, лото, домино. В течение первой недели составить полную картину звукопроизношения у детей, эту картину надо обязательно дополнять повседневными наблюдениями за детьми. Результаты обследования заносятся в таблицу обследования.(стр.142- Фомичева). В конце года повторно обследуется состояние речи детей, если развитие речи у ребенка ниже уровня всей группы, он берется под особое наблюдение и с ним ведется индивидуальная работа.

Индивидуальная работа отражается в плане обычно утром или во 2-ой половине дня.

 

Литература:

  • Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»;
  • Рождественская, Рау «Воспитание правильной речи»;
  • Мелехова, Фомичева «Речь дошкольника и ее исправление»;
  • Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми».

Алексеева Ольга Алексеевна
учитель- логопед, МБДОУ детский сад №33 «Светлячок»
Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *