Роль информационно-коммуникативных технологий в работе над связным высказыванием у дошкольников с нарушениями речи

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей с нарушениями речи, ведь именно связная речь способствует коммуникативной и социальной активности. В связи с этим развитие связной речи детей старшей группы, имеющих нарушения речевого развития  приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. В этот период на  первый план выступает формирование умения составлять связное высказывание, соблюдая структуру и логичность повествования.

Многие известные авторы занимались исследованием связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи (В.К.Воробьева, В.П.Глухов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.А.Ткаченко). Их труды позволяют понять, что при недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушены все компоненты речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне[5].

Наличие речевого расстройства накладывает отпечаток и на созревание высших психических функций. Так у детей с общим недоразвитием речи  наблюдается низкий уровень развития внимания, недостаточная его устойчивость и ограниченные возможности распределения внимания[1].Такая ограниченность внимания значительно усложняет задачу обучения ребенка навыку связного говорения, зачастую бывает сложно удержать внимание ребенка на конкретном задании. Так же, не смотря на относительно сохранную логическую память, у детей нарушается вербальная память, из-за чего страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий[2]. Эти особенности могут приводить к снижению уровня познавательной активности, низкому объему представлений об окружающем. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у дошкольников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. Все это снижает скорость восприятия и запоминания детей, качество проведения коррекционного процесса и, самое главное, снижает уровень развития связной речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что использования традиционных средств коррекционного воздействия бывает недостаточно и процесс развития связной речи детей с ОНР требует поиска путей повышенной эффективности работы в данном направлении с учетом специфики развития речи у детей с речевыми нарушениями. Сейчас в логопедию вносятся различные современные средства проведения занятий, одним из которых являются информационно-коммуникативные технологии

Исследования ведущих специалистов в области компьютеризации образования (Е.И.Машбиц, А.И.Яковлев, С.В.Гурьев) отмечали существенные преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями [3]. Доказывается не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. В настоящее время эффективным средством воздействия выступают компьютерные технологии. Внедрение компьютера позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать коррекционное занятие более содержательным, интересным, привлекательным и по-настоящему современным.

ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Они включаются в структуру традиционного занятия как дополнительные инновационные элементы. Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Компьютерные технологии в отличие от традиционных форм обучения и воспитания позволяют предъявлять информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес к деятельности. Так же движения героев, музыкальное сопровождение, яркие, красочные изображения и любимые герои надолго привлекают внимание любого ребенка, в том числе и детей с нарушениями речи. А поощрение ребенка при правильном решении игровых задач самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей. К тому же компьютер предоставляет возможность реализовать индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе.

Не стоит забывать, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, в связи с чем дети лучше понимают то, что можно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. И именно использование информационно-коммуникативных технологий позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Использование компьютера предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность работы логопеда и ребенка в целом, а действия, происходящие на экране, помогают удерживать внимание ребенка. При работе с компьютерной программой у детей задействованы различные виды памяти (слуховая, зрительная, ассоциативная), активизируются процессы внимания (концентрация, распределение, переключение), зрительно-пространственные отношения.

Однако современные компьютерные технологии являются лишь средством, вспомогательным обучающим материалом и новым методом работы, обогащающим и преобразовывающим предметную среду, и не могут заменить участия в коррекционном процессе специалиста. В связи с этим, логопеду важно методически правильно проводить образовательную деятельность, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, но и  сопровождал речью демонстрируемые слайды,  свои действия, контролировал правильное произношение.

Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий. Компьютерные задания должны создаваться и использоваться в соответствии с требованиями, которые изложены в письме Министерства образования РФ от 17.12.2001 г. № 957/13-13. Для детей 6 лет работа с компьютером не должна превышать 10 мин, а для детей 7-10 лет- 15 мин. Во время использования ИКТ в образовательном процессе необходимо проведение гимнастики для глаз. Во время работы требуется периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.

При использовании ИКТ в развитии связной речи дошкольников с речевыми нарушениями повышается содержательность и связность монологической речи, речевая активность, развивается речевое творчество, развиваются психические процессы детей, особенно мышление.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что используя в коррекционных занятиях информационно-коммуникативные технологии с целью повышения эффективности процесса обучения и воспитания ребенка с нарушениями речи, логопед решает следующие задачи:

— повышение мотивации и познавательной активности детей на логопедических занятиях;

— формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;
— адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;

— положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха[4].

 

Литература

  1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань., 2003. — C. 351
  2. Глухов В. П., Смирнова М. Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психологического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. — 2005. — №3. — С. 20
  3. Кечаева И. Н. Использование ИКТ в Развитии связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста / И. Н. Кечаева, Силкина С.Д.  — С .145-149
  4. Коробейникова С. В. Применение информационных компьютерных технологий в обучении детей с нарушением речи / С. В. Коробейникова// M., — С. 183
  5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — С. 624-625

Минакова А. Д.
Студентка 4 курса кафедры дефектологии и клинической психологии
Института психологии и образования
Казанского (Приволжского) федерального университета
Научный руководитель – Артищева Л.В., старший преподаватель, к.н.
Россия, г.Казань

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *