Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста
Очевидно, что для успешного обучения ребёнка в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему ребёнку стать успешным?
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития крохи на самотёк. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы. Вот и получается, с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говориться, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи.
- Плохая дикция.
1.Создание для ребенка развивающей среды
- Дети должны иметь возможность ежедневно получать информацию об окружающем мире;
- Родителям необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных фактах и событиях;
- Нужно учить общаться со сверстниками и взрослыми.
2.Формирование словаря
- Ознакомление с расширяющимся кругом предметов на различных этапах освоения предметного мира;
- Обогащать словарь детей на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;
- Ознакомление с природой и социальной действительностью;
- Введение в словарь новых слов, обозначающих качества, свойства, и отношения, синонимов, антонимов, сравнений и т.д.;
- Использование в словарной работе произведений детских писателей, картин, пословиц, поговорок, загадок;
- Осознание детьми слова как единицы языка;
- Использование лексических упражнений;
- Сочетание словарной работы с разными видами деятельности дете
3.Звуковая культура речи.
- Словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения («Угадай, что звучит», «Скажи, кто так кричит», «Кто топает?»);
- Знакомство с терминами «звук», «буква», «слово»;
- Предупреждение и исправление ошибок в звукопроизношении;
- Развитие фонетического слуха;
- Работа над произносительной стороной речи, над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса дикцией;
- Использование речевого дидактического материала (дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихи, потешки, считалки).
4.Грамматический строй речи
- Использование дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи;
- Использование повседневного общения в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм родного языка;
- Обучение словообразованию с помощью суффиксов (снег-снежинка – снежный – снеговик — подснежник);
- Обучать детей изменять слова по падежам, согласовывать в роде и числе (игра «Чего не бывает?», «Кого мы искупаем?» и т.п.);
- Учить образовывать глаголы;
- Упражнять в понимании и употреблении предлогов пространственного значения.
5.Связная речь
- Развитие ситуативной и контекстной речи;
- Развитие диалогической речи дошкольников через следующие формы работы: разговор с детьми, вопросы и ответы детей, беседы;
- Развитие монологической речи: обучение рассказыванию об игрушке, предмете, по картинам, рассказы детей из собственного опыта («Рассказ о моем домашнем питомце», «Учимся рассуждать» и т.п.)
6.Приобщение детей к литературному творчеству
- Книжный уголок в доме;
- Чтение и рассказывание детской литературы;
- Ознакомление детей с поэзией;
- Ознакомление детей с фольклором;
- Ознакомление детей с книжной иллюстрацией;
- Просмотр диафильмов на темы сказок и рассказов
7.Подготовка к обучению грамоте
- Упражнения по делению слов на слоги;
- Упражнения по развитию речи детей и формированию по составлению предложений.
Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.
Ашарчук Елена Федоровна
Должность: учитель-логопед
Город: Чебоксары