Роль семьи в формировании речи детей старшего дошкольного возраста

Очевидно, что для успешного обучения ребёнка в школе необходима хорошо развитая речь. Однако родители не всегда знают, как же эту речь развивать. Как избежать возможных проблем и помочь своему ребёнку стать успешным?

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития крохи на самотёк. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы и папы. Вот и получается, с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говориться, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, громкость голоса и темп речи.
  8. Плохая дикция.

1.Создание для ребенка развивающей среды

  • Дети должны иметь возможность ежедневно получать информацию об окружающем мире;
  • Родителям необходимо рассказывать детям интересные истории о разнообразных фактах и событиях;
  • Нужно учить общаться со сверстниками и взрослыми.

2.Формирование словаря

  • Ознакомление с расширяющимся кругом предметов на различных этапах освоения предметного мира;
  • Обогащать словарь детей на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни;
  • Ознакомление с природой и социальной действительностью;
  • Введение в словарь новых слов, обозначающих качества, свойства, и отношения, синонимов, антонимов, сравнений и т.д.;
  • Использование в словарной работе произведений детских писателей, картин, пословиц, поговорок, загадок;
  • Осознание детьми слова как единицы языка;
  • Использование лексических упражнений;
  • Сочетание словарной работы с разными видами деятельности дете

3.Звуковая культура речи.      

  • Словесные игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения («Угадай, что звучит», «Скажи, кто так кричит», «Кто топает?»);
  • Знакомство с терминами «звук», «буква», «слово»;
  • Предупреждение и исправление ошибок в звукопроизношении;
  • Развитие фонетического слуха;
  • Работа над произносительной стороной речи, над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса дикцией;
  • Использование речевого дидактического материала (дидактические игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихи, потешки, считалки).

4.Грамматический строй речи

  • Использование дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи;
  • Использование повседневного общения в преодолении трудностей освоения детьми грамматических норм родного языка;
  • Обучение словообразованию с помощью суффиксов (снег-снежинка – снежный – снеговик — подснежник);
  • Обучать детей изменять слова по падежам, согласовывать в роде и числе (игра «Чего не бывает?», «Кого мы искупаем?» и т.п.);
  • Учить образовывать глаголы;
  • Упражнять в понимании и употреблении предлогов пространственного значения.

5.Связная речь

  • Развитие ситуативной и контекстной речи;
  • Развитие диалогической речи дошкольников через следующие формы работы: разговор с детьми, вопросы и ответы детей, беседы;
  • Развитие монологической речи: обучение рассказыванию об игрушке, предмете, по картинам, рассказы детей из собственного опыта («Рассказ о моем домашнем питомце», «Учимся рассуждать» и т.п.)

 6.Приобщение детей к литературному творчеству

  • Книжный уголок в доме;
  • Чтение и рассказывание детской литературы;
  • Ознакомление детей с поэзией;
  • Ознакомление детей с фольклором;
  • Ознакомление детей с книжной иллюстрацией;
  • Просмотр диафильмов на темы сказок и рассказов

7.Подготовка к обучению грамоте

  • Упражнения по делению слов на слоги;
  • Упражнения по развитию речи детей и формированию по составлению предложений.

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.

Ашарчук Елена Федоровна
Должность: учитель-логопед
Город: Чебоксары

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *