Условия развития речи слабослышащих школьников

Развитие речи у слабослышащих  детей  основывается на физиологической закономерности, формируемых у человека языковых процессов и взаимодействия между мозгом и языком. Проблема развития ребенка с нарушениями в развитии как социальная осмыслена Л. С Выготским, С.А. Зыковым, Р.М.Боскис, И.М. Гилевич, О.А. Красильников, Э.И. Леонгард, Лифанов Т.В, Шматко Н.Д и в этом авторы отмечают психофизический статус ребенка с нарушением слуха – состояние слуховой функции, индивидуальные особенности, детей (психологическая готовность к общению, стремление к совместной деятельности, черты личности, состояние здоровья, наличие или отсутствие дополнительных отклонений, желание родителей активно участвовать в реабилитационной работе на благо развития ребенка[ 1].

Речь – исторически сложившая форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковым ( речевыми) средствами, а с другой стороны- восприятие языковых конструкций и их понимание.

Слабослышащие дети —  это поражение  периферического слухового аппарата снижается острота слуха в той или иной степени — от легкой до полной потери. В зависимости от степени потери слуха принято различать две категории недостаточности: глухоту и тугоухость (слабослышание).

Советские отоларингологи Л. С. Темкин и Б. С. Преображенский считают, что к тугоухости можно относить только те степени длительного понижения слуха, при которых испытываются затруднения в обычном (громкой речью) речевом общении с окружающими. Степень этих затруднений может быть различной, но, в отличие от глухоты, восприятие речи (хотя бы и громкой, у самого уха) все же сохранено[2].

Условие  активизирующих речевое развитие слабослышащих детей в процессе обучения А.Г. Зикеев значительное место отводит вопросу специального подбора языкового и речевого материала, группировки его по трудности усвоения материала и описанию особенностей работы с ним, особенностей усвоения учениками в зависимости от их индивидуальных возможностей и способностей. Также должна быть необходимость соответствия обучения языку основным требованиям психоречевого  возрастного развития детей с нарушением слуха; эмоциональному общению ребенка с близкими людьми, познанию окружающего мира и себя в нем, развитию элементарных областей психики и высших психических функций, которое может происходить непременно через речевое общение и самостоятельную деятельность при участии взрослых.

Развитие речи — широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества[3].

Речь слабослышащих ступающих в специальную школу, у детей словарь не только ограничен в количественном отношений, но и своеобразен качественно. И это своеобразие проявляется в понимании и употреблении детьми языковых средств общения: лексики ( диффузность, расширение или сужение понимаемой или употребляемой единицы, неточность и недостаточность значений, употребляемых ими слов. И основным критерием речевого развития слабослышащих детей является сформированность языковых средств общения.

Речевое общение, построенное первоначально по замыслу взрослого, заключает в себя огромные возможности для тренировки учеников в порождении собственных высказываний. И важен аспект который заключается в том, что предложение является основной целостно значимой единицей обучения, языку, средством формирования выражения и сообщения мысли. Именно через целостно значимую единицу речевого общения, пополняется словарь учащихся, совершенствуется навыки грамматических связей слов в выказывании, формируется синтаксическая структура предложений[4].

По мнению Р.М. Боскис и К.Г. Коровина одной из самых существенных особенностей усвоения языкового и речевого развития. Рассмотрение обобщенной характеристики речи детей с нарушением слуха, представленной в исследованиях последних лет, позволяет нам выявить наиболее существенные отклонения речевого развития слабослышащих от слышащих. Слабослышащий ребенок может неадекватно понять содержание обращенной речи по двум причина: во – первых, из за неполного слушания и считывания с губ; во- вторых, из- за определенных пробелов во владении языком.

Слабослышащие дети могут редко употребляемому слову, придать слишком широкое, или слишком узкое значение. Первая из особенностей состоит в том, что в основу формирования связной речи положен принцип коммуникации. На занятиях ученики отчитываются о выполнении конкретной операции, сообщают о законченной части работы, а далее обо всей работе в целом. Вторая особенность развития речи состоит в необходимости актуализации ее планирующей функции. Исследование показали, что обучение  планированию нужно начинать с практической деятельности, сама логика которой показывает последовательность выполняемых действий. Третья особенность развития речи слабослышащих школьников  состоит в том что она с самого начала развивается как специфическая форма речевой  деятельности. Основную цель обучения слабослышащих школьников — это развития у них самостоятельного, творческого логического стройного мышления и на этой основе- точной и выразительной речи устной и письменной[ 5].

Несформированность языковых средств общения слабослышащего школьника затрудняет его контакты с окружающим миром, нарушает процесс межличностного взаимодействия в коллективе, Среди условий активизирующих речевую деятельность слабослышащих детей в процессе обучения выделены разные группы: (развитие потребности в речевом общении и реализация коммуникативной системы обучения языку; необходимость соответствия обучения языку основным требованиям возрастного развития, эмоциональному общению ребенка с близкими людьми; специальный подбор языкового и речевого материала, группировка сходных по трудности усвоения материала учениками в зависимости от их индивидуальных возможностей и способностей)

Литература

  1. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. М., 2005. 25 с.
  2. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. М.: Сов. спорт, 2004. 304 с.
  3. Комаров, К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: учеб. пособие для вузов / К.В. Комаров. 2- е изд., испр. М.: ООО «Издательский дом ОНИКС- 21 век» 2005. 223с.
  4. Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь: учеб. пособие / сост. Н.В. Новотворцева. СПб.: КАРО, 2006. 114с.
  5. Коровин, К.Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку / К.Г. Коровин. М.,1976
  6. Социальная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общей. ред М.А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2003. 416 с.

воспитатель,
Атурова Татьяна Андреевна
Курганская специальная ( коррекционная) школа- интернат № 25

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *