Логопедическая ритмика в системе комплексной работы по преодолению заикания

Между речевой функцией — ее двигательным, исполнительным компонентом — и общей двигательной системой организма имеется тесная функциональная связь. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время занятий логопедической гимнастикой, ритмикой, поднимают возбудимость и лабильность нерв­ных процессов, дают благотворный эффект. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих централь­ных образований. Поражения определенных областей коры головно­го мозга выявляют их связь с той или иной стороной речевой функции. Чем ближе расположено поражение к области Брока, тем в большей степени нарушаются моторные компоненты речи. Для того чтобы нормально осуществлялась функция, в том числе и речевая, необходима увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия и в сроках выполнения отдельных реакций. Причем увязке во времени и темпах деятельности подлежат не только высшие корковые отделы речевой функциональной системы, но и мозжечко­вые (установка мускулатуры гортани, головы, шеи, плеч) и отделы, расположенные в продолговатом мозгу (регуляция дыхательной мускулатуры), и, видимо, другие глубинные структуры. Значит, увязка во времени, значение скоростей и ритмов действия для согласованной работы отдельных компонентов сложной функцио­нальной речевой системы является обязательным условием и рас­согласованность деятельности этих компонентов во времени может явиться функциональной причиной нарушения речи. Правомерность этого взгляда подтверждает хорошо известный факт, что любое изменение ритма речи заикающегося (чтение, декламирование) уменьшает заикание; отбивание такта рукой во время речи также снимает или уменьшает судорожность речи заикающегося. Эффек­тивным средством исправления речи заикающегося является исполь­зование ритмического звучания метронома.

И. В. Данилов и И. М. Черепанов считают, что темпы, предла­гаемые «датчиком ритма», должны быть различных диапазонов у заикающихся с клонической и тонической формами заикания. Этот факт свидетельствует о том, что темпы протекания нервных про­цессов у этих групп различны. По-видимому, в основе этого различия лежит различный уровень локализации основного звена нарушений. Вероятно, у больных с клоническим заиканием определяющим является уровень коры головного мозга, при тонической форме более существенную роль играют нарушения на уровне глубинных структур мозга. В таком случае для более лабильных корковых нервных центров необходимы более высокие ритмы (при клони­ческой форме заикания), для функционально менее подвижных глубинных структур — более низкие ритмы (при тонической форме заикания). Однако этот вопрос требует тщательного изучения.

Известно, что эмоциональная сторона речи тесно связана с об­щей психомоторикой аффективных выражений. Она представляет как бы лицо речи говорящего и получает свое выражение в дина­мических качествах речи: ритме, метре, мелодии, паузах, темпе и др. Так, фраза из четырех слов может получить четыре различных значения в зависимости от способа произношения, т. е. от чисто динамических соотношений слов между собой. Внешняя речь пред­ставлена рядом действий, распределенных во времени в определен­ном порядке, сочетании и последовательности. Облеченная в двига­тельную форму, речь тем самым подчиняет себя не только законам грамматики, синтаксиса и семантики, но еще и законам чисто фоне­тическим, а они захватывают не только область внешнего оформле­ния, но, что особенно важно, оказываются одним из существенных структурно-динамических моментов, влияющих на правильную передачу содержания. Логические ударения, помимо смысла, выра­жаются фонетически в повышении высоты тона, замедлении или видоизменении звука. Речь обладает длительностью, силой, ка­чеством, точностью. Пауза также имеет свою длительность и точ­ность и выражает процесс активного торможения. Во фразе имеется музыка. Музыка фразы придает ей ее собственное содержание. Этому способствуют такие музыкальные элементы речи, как ритм и мелодия. Известно, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом (стихотворение, песня), получает в этом ритме опору и восстанавливает равновесие, т. е. заикание исчезает.

Для заикающегося наиболее целесообразен музыкальный ритм, так как он дает богатый практический материал, активизирует коллектив, имеет большое значение в деле оздоровления эмоцио­нальной и волевой сферы заикающегося. Ритм регулирует не только движение, но и слово и руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи. Музыкальная фразировка и нюансировка, пауза, акцент также находят свое отражение в речи. Коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заи­кающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое общение с ними. Логоритмические занятия дают возмож­ность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и т. д.

Логоритмика оказывает большое психотерапевтическое воздей­ствие на личность заикающегося, содействует развитию ее поло­жительных сторон и нивелированию отрицательных. Правильное проведение занятий с психоортопедической направленностью спо­собствует коррекции личностных отклонений и воспитанию произ­вольного, управляемого поведения.

учитель-логопед
Ядрина Светлана Александровна
МКОУ «СОШ №9» ДО №2
КБР, г. о. Нальчик

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *