Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
Цели и задачи
Цель использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда — обеспечение комплекса педагогического воздействия, направленного на преодоление и профилактику речевых нарушений, выравнивание и сохранение психофизического развития детей.
Задачи:
- Развитие навыков общения, формирование фонетической стороны речи, обучение связной, грамматически правильной речи, подготовка детей к обучению в школе;
- Создание благоприятного климата и рационального режима для детей с нарушением речи;
- Ознакомление с простыми приемами по сохранению собственного здоровья;
- Коррекция недостатков моторного недоразвития.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
Динамические паузы
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия. Целенаправленный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.
Подвижные игры
Подвижные игры, используемые в работе с детьми логопедических групп, условно можно разделить на три группы:
1) подвижные игры, способствующие развитию фонематического восприятия, анализа, синтеза и подготовке к обучению грамоте.
2) игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.
3) подвижные игры, обогащающие словарь детей
Релаксация
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи
Гимнастика для глаз
Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика — закрепление навыков диафрагмального дыхания, развитие силы, плавности, длительности выдоха.
Логомассаж, самомассаж и точечный массаж
Используется для нормализации мышечного тонуса, опосредованного стимулирования речевой области в коре головного мозга, развития мелкой моторики, эмоционально-волевой сферы и оздоровления.
Фонетическая и логопедическая ритмика
Логоритмика – широко известная и эффективная технология. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала.
Фонетическая ритмика — обозначение звуков речи при помощи движений тела, тело нам подсказывает само и помогает произносить и закреплять звук.
Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика
Артикуляционная гимнастика — выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для нормального звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого нёба.
Биоэнергопластика — сопряженная гимнастика для языка и кистей рук под сопровождение стихотворного текста или упражнения объединены в единый сюжет.
Су-джок терапия
Су-Джок терапия – стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. С помощью шаров – “ежиков” с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.
Выводы
В результате использования приёмов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе:
- повышается уровень обучаемости, улучшаются внимание,
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- повышается речевая активность;
- развиваются глазодвигательные мыщцы и снимается усталость с глаз, развивается общая и мелкая моторика;
- формируются двигательные умения и навыки;
- формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис;
- уровень результативности по коррекции звукопроизношения.
Список литературы
- Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Р-н/Д., Феникс, 2011.
- Беляковская Н. Н. Учим ребенка говорить: здоровьесозидающие технологии. М. Сфера, 2009
- Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений»
- Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. Р-н/Д., 2006.
- Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг». СПб.: Речь, 2005г.
Лучнина Юлия Андреевна
учитель-логопед, МБОУ ЦО №23
г. Тула