Артикуляционная гимнастика

Цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

  1. «Заборчик» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
  2. «Трубочка» С напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты).
  3. «Шарик» Надуть щеки, втянуть.
  4. «Окошко» Широко открыть рот, закрыть.
  5. «Лопатка» Рот приоткрыт, положить широкий язычок на нижнюю губу.
  6. «Иголочка» Рот приоткрыт, вытянуть острый язычок.
  7. «Часики» Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
  8. «Качели» Улыбнуться, открыть рот, кончик языка переводить за верхние — за нижние зубки.
  9. «Лошадка» Приоткрыть рот, поцокать языком, как цокают лошадки.
  10. «Бублик» Губы вытянуть вперед, зубы сомкнуты, округлить губки так, чтобы были видны зубки.
  11. «Чашечка» Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык, приподнять кончик языка в форме чашечки.
  12. «Месим тесто» Улыбнуться, пошлепать языком между губами «пя-пя-пя», покусать кончик языка зубками. Чередовать эти два движения.
  13. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.
  14. «Киска» Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
  15. «Орешки» Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
  16. «Чистим зубки» Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить поочередно нижние и верхние зубы.
  17. «Маляр» Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка погладить небо.
  18. «Грибочек» Улыбнуться, присосать широкий язычок к небу.
  19. «Гармошка» Сделать упражнение Грибочек, не отрывая языка открывать и закрывать рот.
  20. «Барабанщик» Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами «дэ-дэ-дэ».

Воробьева Светлана Сергеевна
учитель-логопед, МАДОУ №81 «Солнышко» комбинированного вида
г. Великий Новгород

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *