Артикуляционная гимнастика
Цель — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
- «Заборчик» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
- «Трубочка» С напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты).
- «Шарик» Надуть щеки, втянуть.
- «Окошко» Широко открыть рот, закрыть.
- «Лопатка» Рот приоткрыт, положить широкий язычок на нижнюю губу.
- «Иголочка» Рот приоткрыт, вытянуть острый язычок.
- «Часики» Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
- «Качели» Улыбнуться, открыть рот, кончик языка переводить за верхние — за нижние зубки.
- «Лошадка» Приоткрыть рот, поцокать языком, как цокают лошадки.
- «Бублик» Губы вытянуть вперед, зубы сомкнуты, округлить губки так, чтобы были видны зубки.
- «Чашечка» Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык, приподнять кончик языка в форме чашечки.
- «Месим тесто» Улыбнуться, пошлепать языком между губами «пя-пя-пя», покусать кончик языка зубками. Чередовать эти два движения.
- «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу.
- «Киска» Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
- «Орешки» Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
- «Чистим зубки» Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить поочередно нижние и верхние зубы.
- «Маляр» Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка погладить небо.
- «Грибочек» Улыбнуться, присосать широкий язычок к небу.
- «Гармошка» Сделать упражнение Грибочек, не отрывая языка открывать и закрывать рот.
- «Барабанщик» Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами «дэ-дэ-дэ».
Воробьева Светлана Сергеевна
учитель-логопед, МАДОУ №81 «Солнышко» комбинированного вида
г. Великий Новгород