Артикуляционные упражнения. Как помочь ребенку заговорить?

Этот вопрос волнует мам и пап тех детишек, чье речевое развитие нарушено и к 2-3 годам ребенок практически не говорит.
Приведенные ниже артикуляционные упражнения используются логопедами для стимуляции речевой активности детей. Занимаясь с ребенком и дома, вы поможете своему малышу быстрее освоить речь, свободно заговорить.
Артикуляционное упражнение с игрушечным котенком
- Показать как котенок дует на молочко (дуем широкий язык, зажатый между зубов, щечки не надуваем);
- Киска лижет молочко из блюдечка (широким языком делаем движения наподобие лакания, блюдцем является ваша
ладонь); - Показать как котенок облизывается (делаем круговые движения язычком по внутренней поверхности губ);
- Показать как котенок зевает: а-а (широко открыли рот);
- Показать, как котенок заметил мышку и удивился: о-о (губки округлили);
- Котенок стал пугать мышку: д-д (по подражанию);
- А теперь котенок доволен сам собой (надувать и сдувать щечки).
Артикуляционное упражнение с игрушечным ёжиком
- Показать, как ежик фырчит (прикусываем верхними зубками нижнюю губу : ф-ф);
- А теперь фырчит ежонок (улыбнулись, прикусили верхними зубками нижнюю губу: фь-фь);
- Покажи, как Ежик кушает яблоко (надуваем по очереди щечки);
- А теперь Ежик умывается (делаем круговые движения язычком по губам);
- Покажи, что Ежику вкусно и он улыбается: и-и (в улыбке показать сомкнутые зубки);
- А теперь ежик устал и зевает: а-а (широко открыли рот).
«Окошко»
- широко открыть рот — «жарко»;
- закрыть рот — «холодно».
«Чистим зубки»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.
«Месим тесто»
- улыбнуться;
- пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»;
- покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).
«Чашечка»
- улыбнуться;
- широко открыть рот;
- высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка).
«Дудочка»
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
«Орешки»
рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — «орешки».
«Шарик»
- надуть щеки;
- сдуть щеки.