Речевая карта для обследования речи ребенка дошкольного возраста
Фамилия, имя, отчество ребенка ___________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу ____________________________________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать(Ф.И,О. возраст, образование) _______________________________________________________
Отец ______________________________________________________________
Жалобы родителей _________________________________________________________
Речь родителей и других членов семьи _____________________________________________________________
Наличие других членов семьи _____________________________________________________________
Анамнез
Наследственные и хронические заболевания родителей _____________________________________________________
От какой беременности и родов ребенок ___________________________________________________________
Протекание беременности ______________________________________________________
Роды ______________________________________________________________
Крик ____________________________ Наличие асфиксии _________________
Вес и рост ребенка при рождении __________________________________________________________
Как взял грудь __________________________ Вскармливание до ___________
Отклонения в поведении и заболевания до года ______________________________________________________________
Удержание головы _________________ Ползание _______________________ Сидит ______________
Ходит _____________________
Характер моторики раннего возраста ___________________________________________________________
Гуление ___________ Лепет ______________Первые слова __________ Первые фразы ____________________________
Использование жестов _________________ Двуязычие _________________________________
Речевая среда _____________________________
Адаптация в детском саду
Аппетит ____________________________________ Сон ___________________
Взаимоотношения со взрослыми _________________________________________________________
Взаимоотношения с детьми ____________________________________________________________
Игровая активность _________________________________________________________
Преобладающее настроение ________________________________________________________
Первичная беседа
Как тебя зовут? ________________ Сколько тебе лет? ____________________
С кем ты пришел в д/с? ______________________________________________
Где ты живешь? ____________________________________________________
С кем ты живешь? __________________________________________________________
Как зовут твоих родителей? ________________________________________________________
Сколько пальцев у тебя на руке? _________ Покажи один _______ Покажи много __________________________________________________________
Общая характеристика речи (отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, отдельные слова, фразовая речь) ______________________________________________________________
Рисунок ребенка
Умение держать карандаш ________________
Уровень развитие предметного рисунка: чирканье, каракули, предметное изображение ___________________
Нарисуй дом, дерево, человека.
Исследование неречевых психических функций
Узнавание и соотнесение цвета _______________________________________
Различение и соотнесение плоскостных фигур ___________________________
Оптико-пространственный гнозис и праксис
Складывание картинки из частей ______________________________________
Выкладывание фигур из палочек по образцу ____________________________
Ориентировка в пространстве _________________________________________
Слуховое внимание
Дифференциация неречевых звуков ___________________________________
Определение направления звука ______________________________________
Динамический праксис
! !_______ ! !!_______! ! !!_________ !! !_________!! !!________ ! !!! ________
!!! ! __________ ! !! !! ____________ !!! !! ________ ! ! !! ___________!! !!! ___
! !!! ! ________ !! !!! ! ________________________________________________
Исследование моторики
Общая моторика
Обёъм ___________________ Переключаемость _________________________
Темп ______________________ Координация ____________________________
Ручная моторика
Объем движений _______________ Переключаемость _____________________
Ведущая рука ______________________________________________________
Навык работы с карандашом _________________________________________
Способность к манипуляции с предметами _____________________________
Мимическая мускулатура
Закрыть, правый, левый глаз _________________________________________
Поднять, нахмурить брови ___________________________________________
Наморщить нос ____________________________________________________
Надуть щеки _______________________________________________________
Втянуть щеки _______________________________________________________
Артикуляционная моторика
Открыть, закрыть рот ________________________________________________
Подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________
Улыбка____________________________________________________________
«Трубочка»________________________________________________________
«Улыбка-трубочка(5-6 лет)___________________________________________
Широкий язык______________________________________________________
Узкий язык_________________________________________________________
Подвигать языком влево-вправо(«Маятник»)____________________________
«Качели» (Язык на верхнюю –нижнюю губу)____________________________
«Качели» (Язык вверх и низ за зубы)___________________________________
Пощелкать языком__________________________________________________
«Индюк»__________________________________________________________
Особенности анатомического строения артикуляционного аппарата _______
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дыхательная и голосовая функция
Тип дыхания___________________Объем дыхания_______________________
Продолжительность речевого выдоха__________________________________
Сила голоса___________________ Модуляция голоса_____________________
Просодические компоненты речи
Темп _______________ Ритм_______________ Паузация__________________
Употребление основных видов интонации______________________________
Состояние звукопроизношения
звук | изолированно | В словах | Во фразах | В предложениях |
А | ||||
О | ||||
У | ||||
Ы | ||||
И | ||||
Э | ||||
Б | ||||
БЬ | ||||
П | ||||
ПЬ | ||||
В | ||||
ВЬ | ||||
Ф | ||||
ФЬ | ||||
Т | ||||
ТЬ | ||||
Д | ||||
ДЬ | ||||
К | ||||
КЬ | ||||
Г | ||||
ГЬ | ||||
Х | ||||
ХЬ | ||||
М | ||||
МЬ | ||||
Н | ||||
НЬ | ||||
Й | ||||
Л | ||||
ЛЬ | ||||
Р | ||||
РЬ | ||||
С | ||||
СЬ | ||||
З | ||||
ЗЬ | ||||
Ш | ||||
Щ | ||||
Ж | ||||
Ч | ||||
Ц |
Фонематические процессы
Фонематическое восприятие
Различение оппозиционных звуков
Повтори АИ_____ ОА_______ЫИ__________ УО_________ АОИ____________
ИОИ____________ОУО______________АЭА_____________АИОУ___________
ПА-БА_________ ДА-ТА ___________ КА-ГА _________ ВА-ФА-ВА___________
КА-ТА____________ АК-АТ____________АТ-АК______ ТУ-КУ-ТУ_____________
ТА-ТЯ__________ НЯ-НА________МЫ-МИ-МЫ___________ БУ-БЮ-БУ_______
СА-ЦА-СА____________ СА-ША-СА____________ЧА-ТЯ-ЧА_________________
ЩА-ЧА-ЩА_____________СЯ-ЩА-СЯ______________ША-ЩЯ-ША___________
ША-ЧА-ША_____________ЦА-ЧА-ЦА_____________ЛА-Я-ЛА_______________
НА-МА-НА______________АМ-АН_________РА-ЛА-РА____________________
Покажи на картинках
СУП-ЗУБ__________ БОЧКА-ПОЧКА____________ БАК-МАК________________
МЕЛ-МЕЛЬ__________ КРУГ-КРЮК__________САЛАТ-ХАЛАТ_______________
ТАНКИ-САНКИ___________КРЫСА-КРЫША_______МИШКА-МИСКА_________
ПЛАЧ-ПЛАЩ_____________РЕЧКА-РЕДЬКА__________ЛАК-РАК_____________
Фонематический анализ
Выделение заданного звука на фоне слова_____________________________
Выделение первого гласного в слове (в 5 лет) __________________________
Выделение последнего согласного в слове (в 6 лет)______________________
Определение первого согласного в слове(6 лет)_________________________
Определение количества звуков АУ____ АМ____ МУ____ДОМ____ ВАТА____
Звуковая структура слова
Слоговая структура слова
4 года: кот____ вода______мост_____ банка____фантик_______окно______
5лет: самолет____________ микстура________ помидоры_______________
погремушка___________простокваша___________ковбой_______________
6лет: аквариум___________фотоаппарат___________баскетболист________
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Словарь имён существительных
Стакан___кошка____девочка_____яблоко_____сумка_____ рыба__________
дверь______ цветок______ книга_______ самолет_______________________
Словарь глаголов
Играет______ прыгает______ поёт______ поливает_______ едет___________
смотрит_______ продает______ готовит________ катит______ тянет________
Словарь имён прилагательных
Большой – маленький_______________________________________________
Короткий – длинный _______________________________________________
Апельсиновый сок из чего? __________________________________________
Волчья лапа у кого? _________________________________________________
Понимание сложных грамматических конструкций
Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?________________________
Положи карандаш между книгами.____________________________________
Положи тетрадь под книгу.___________________________________________
Положи мячик перед коробкой._______________________________________
Положи мячик в коробку.____________________________________________
Послушай и покажи соответствующую картинку.
Три грибочка на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________
Лист и груши на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________
Послушай и ответь на вопросы.
Мая и Тая моют окна.
Про кого здесь говорится — про девочек или мальчиков?__________________
Сколько девочек?___________________________________________________
Как зовут первую девочку?_________________ вторую?___________________
Девочки моют одно окно или несколько?_______________________________
Вика и Ваня пошли в лес собирать грибы и ягоды. Вика грибы не собирала.
Что собирал Ваня?________________________________________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Словообразование
У кошки котята. У козы______________ У утки__________ У лисы_________
У льва___________ У медведя____________ У кролика__________________
Варенье из яблок________________ компот из вишни___________________
Кисель из клюквы_________________ Суп из гороха______________________
Пюре из картофеля____________________ Суп из фасоли_________________
Горка изо льда_____________________ Стул из дерева___________________
Лист дуба______________________ Лист березы_________________________
У собаки лапа – собачья. У медведя лапа _______________________________
У льва хвост ______________ У зайца уши ______________________________
Словоизменение
Преобразование единственного числа во множественное
Стол — _________. Шапка ____________ Жук ____________Дом ____________
Окно ____________ Полотенце __________________
Согласование с числительными
Один дом. Две _________________ Пять_____________________________
Одна утка. Две ___________ Пять __________________________________
Один конь. Два __________________ Пять коней________________________
Одна коза. Две _________________ Пять _____________________________
Одна змея. Две змея ________________ Пять змей______________________
Один воробей. Два ________________________ Пять_____________________
Составление предложений по картинкам
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Повторение предложений
Катя спит.__________________________________________________________
Попугай пьет воду.__________________________________________________
Таня причесывает куклу Барби.________________________________________
Ване купили новые ботинки.__________________________________________
В саду было много красных яблок._____________________________________
Бабушка связала внучке теплые рукавицы.______________________________
Лена сказала, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.___________________________________________________________
Повторение рифмовок
Би-би-би- гудит машина: Жук и Мишуткою играют
Не поеду без бензина. Мячик по полу катают.
______________________ _________________________________
Перессказ
4 года
Петушок поет. Курицу с цыплятами зовет. Петушок зернышки нашел, сам не съел – цыплятам отдал.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5лет
Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть. Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6 лет
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа»
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение
____________________________________________________________________________________________________
Дата
Подпись
Никандрова Елена Георгиевна
учитель-логопед д/с №28
г. Волосово, Ленинградская обл.