Деятельность учителя-логопеда в системе комплексной работы психолого-медико-педагогического консилиума
ПМПк является диагностико-коррекционной структурой, деятельность которой направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением трудностей в воспитании, обучении, социальной адаптации и интеграции в общество детей с различными отклонениями в развитии и в обучении.
Целью ПМПк является определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями ребенка.
Деятельность ПМПк осуществляется на основе приказа директора ОУ и локальных актов. Регламент ПМПк регулируется положением, в котором прописаны цели, задачи и деятельность каждого специалиста.
В состав консилиума входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, (по запросу) учителя – предметники (по запросу), учитель-логопед (учитель-дефектолог), педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник.
Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, их функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальными запросами на участие в работе ПМПк.
ПМПк осуществляет свою работу по годовому плану, где прописан график плановых заседаний консилиума, о чем должна быть соответствующая запись в журнале плановых заседаний, так же возможны внеплановые заседания, о чем так же должна быть запись в журнале внеплановых заседаний.
В функциональные обязанности учителя-логопеда как одного из специалистов ПМПк входит:
- индивидуальное обследование ребенка, выявление особенностей речевого развития, обуславливающих проблемы в обучении и воспитании;
Вместе с тем логопедическое обследование обладает собственной специфичностью. В ходе исследования речи ребенка учитель-логопед последовательно решает следующие задачи:
- Обнаружить наличие/отсутствие нарушений в речевом развитии ребенка и установить уровень речевого развития (в т.ч. при недоразвитии речи).
- Определить первичность/вторичность речевого нарушения или его включение в качестве компонента в сочетанный дефект (при НОДА, РАС, сенсорных нарушениях).
- Охарактеризовать состояние фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, сформированность и качественные характеристики чтения и письма, что в совокупности с данными оценки познавательной деятельности и обучаемости позволяет сформулировать логопедическое заключение.
- Сформулировать собственное мнение о наличии и характере ОВЗ и адекватной для образовательных потребностей ребенка АООП.
В рамках диагностической работы учителя – логопеда осуществляется мониторинг уровня речевого развития детей и выявления нарушений устной и письменной речи в начале и в конце учебного года о чем вносится соответствующая запись в план работы ПМПк.
В рамкам коррекционной деятельности обучающиеся должны пройти Т(Ц)ПМПк соответственно все члены консилиума собирают определенный пакет документов: учитель – логопед предоставляет (по результатам обследования) логопедическое представление и часть общей характеристики на ребенка. После заседания ПМПк специалистами составляется итоговое заключение, рекомендуют пройти Т(Ц)ПМПк с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. На заседании родитель (законный представитель) получает направление для прохождения мед. комиссии, характеристику, где ставит подпись о согласии\несогласии, и подписывает согласие\отказ о прохождении Т(Ц)ПМПк в свободной форме.
Если у ребенка уже есть заключение Т(Ц)ПМПк, логопед после обследования заполняет речевую карту, составляет индивидуальный образовательный план , совместно со специалистами составляет АОП и АООП. После этого учитель- логопед приглашает родителей для ознакомления с программами сопровождения и графиком занятий и родители ставят подпись.
Следующее заседание ПМПк на основе приказа о зачислении детей на занятия и утверждение банка данных детей зачисленных на логопункт.
В конце учебного года проводится заседание ПМПк по итогам, где учитель-логопед предоставляет цифровой и аналитический отчет.
Так же ПМПк может заседать внепланово по запросу родителей (законных представителей) либо учителя.
Необходимо помнить, что учитель-логопед несет ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование. Обследование ребенка специалистом должно быть индивидуальным, желательно в присутствии родителя.
Михайлова Ирина Игоревна, Дегтярь Светлана Владимировна
учитель — логопед МБОУ «Гимназия№3»
г. Белгород, обл. Белгородская