Экспериментальное изучение проблемы развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня
Аннтотация: В данной статье представлены результаты экспериментального изучения уровня и особенностей сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Ключевые слова: словообразование; грамматический строй речи, дети старшего дошкольного возраста; общее недоразвитие речи; уровни сформированности.
Речь – это инструмент, владение которым дает людям возможность общаться друг с другом, выражать свои эмоции, выстраивать социальные связи. Словообразование является важнейшим навыком, который имеет большое влияние на развитие речи в целом. Проблема словообразования давно актуальна в отечественной науке. К. Бюлером осуществлялся анализ детских образований по аналогии, обосновывал их тем, что ребенок способен к восприятию основного принципа всех флективных языков и перенесению его на разнообразные случаи [1, с.56].
На сегодняшний день в логопедии процесс формирования словообразовательных навыков не до конца изучен. В связи с этим проводятся регулярные исследования в области образования слов. Особое внимание уделяется изучению проблемы формирования словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это совокупность различных сложных расстройств речевых функций, при которых происходит нарушение звуковой (фонетика) и семантической (грамматика, лексика) сторон. Как правило, интеллект и слух в этом случае находятся в пределах нормы. Однако, встречаются вторичные отклонения в развитии ведущих процессов психики (воображение, внимание, память и др.), что создает еще больше сложностей для восстановления связной монологической речи. Исследование грамматического строя речи при общем недоразвитии речи проводили Р. Е. Левина [2, с.325], Т. Б. Филичева [3, с.103] и др.
Словообразование напрямую влияет на развитие правильной, грамотной речи. Однако при различных нарушениях в развитии у детей словообразовательные процессы нарушаются, что становится препятствием к общению в социуме. При ОНР III уровня выявляется проблема бедности и ограниченности словарного запаса, недиференцированность звукопроизношения, а также другие нарушения.
Таким образом, в наше время проблема развития словообразования у детей остается нерешенной, до конца не изучено влияние словообразования на развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста. Ощущается нехватка научных разработок по созданию методов формирования словообразовательных навыков у детей с нарушениями речи младшего дошкольного возраста.
Цель исследования состояла в экспериментальном изучении особенностей развития словообразовательной функции у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Базой исследования стало МБДОУ детский сад № 23 города Орла. В исследовании приняли участие 30 детей 5-6 лет. 15 детей (экспериментальная группа) и 15 детей с нормальным речевым развитием (контрольная группа). Методика исследования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня и нормальным речевым развитием была составлена на основе методических разработок Р.И. Лалаевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой. Данная методика включала в себя несколько разделов:
- Исследование словообразования существительных.
- Исследование словообразования глаголов.
- Исследование словообразования прилагательных.
Каждый раздел представлен рядом заданий.
Проведенное исследование показало, что у дошкольников с ОНР III уровня процессы словообразования существительных не сформированы в достаточной мере. Дети затрудняются при образовании названий профессий, детенышей животных, существительных со значением единичности и т.д. Дети старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития справились с заданиями на образование существительных на высоком уровне с незначительным допущением ошибок.
Результаты исследования глагольного словообразования показали, что дошкольники с ОНР III уровня испытывают существенные сложности по сравнению с детьми с нормой речевого развития при образовании глаголов, обозначающих начало и конец действия, совершенного и несовершенного вида, а также образования глаголов приставочным способом. Это может быть связано с тем, что на данный момент у дошкольников не сформированы грамматические навыки. Кроме того, низкие показатели глагольного словообразования могут свидетельствовать об ограниченном словарном запасе детей.
Результаты исследования свидетельствуют о несформированности образования прилагательных у дошкольников с ОНР III уровня. Все задания были выполнены, однако практически во всех заданиях детьми были допущены ошибки. В контрольной группе детей старшего дошкольного возраста были получены данные о том, что словообразование прилагательных соответствует возрастным нормативам. Все дети имеют достаточно высокий уровень развития данного вида словообразования.
В результате исследования были выделены уровни сформированности словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня:
Средний уровень словообразования отмечался у 26% дошкольников с ОНР III уровня.
Уровень ниже среднего отмечался у 74% детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Эти дети допускали существенные ошибки при образовании существительных, глаголов, прилагательных.
Наглядно результаты представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Уровень сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
На основе полученных данных, можно сделать вывод, что процесс словообразования у детей с ОНР III уровня происходит поэтапно, но значительно медленнее, чем у детей с нормой речевого развития. Встречается большое количество ошибок при образовании всех частей речи. Затруднительным для дошкольников с ОНР III уровня является образование существительных, особенно с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Дети испытывают сложности в словообразовании названий профессий, особенно женского рода, а также образовании слов, обозначающих вместилище для чего–либо и со значением единичности. Затруднительным для дошкольников с ОНР III уровня является образование существительных, особенно с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Дети испытывают сложности в словообразовании названий профессий, особенно женского рода, а также образовании слов, обозначающих вместилище для чего–либо и со значением единичности.
Исследование словообразования глаголов показало, что особенные сложности возникают у детей при образовании префиксальных глаголов противоположного значения, префиксальных глаголов начала и конца действия, а также глаголов совершенного и несовершенного вида. Немного легче детям дается образование префиксальных глаголов с различными приставками.
Исследование словообразования прилагательных показало, что данная категория является затруднительной для дошкольников с ОНР III уровня. Дети допускали ошибки при употреблении относительных и притяжательных прилагательных, а также при образовании сравнительной степени прилагательных.
Словарный запас детей из экспериментальной группы по сравнению со сверстниками с нормой речевого развития существенно ограничен. Отмечается неточный выбор слов. Особенно сложным является образование глаголов, что негативно влияет на грамматику и чтение у детей. У них плохо развита лексическая сторона речи и это приводит к частым лексическим ошибкам.
Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразовательных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня должна вестись систематически и целенаправленно, с использованием необходимых методик и разработок.
Список литературы:
- Бюлер Карл. Теория языка общ. ред. и коммент. Т. В. Булыгиной; вступ. ст. Т. В. Булыгиной и А. А. Леонтьева, 2001. – 56 с.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. – М.: Просвещение, Просвещение, 2018. – 325 с.
- Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М.: Альфа, 2010. – 103 с.
Войкина Арина Евгеньевна
студент ОГУ им. И.С. Тургенева
г. Орёл