Использование пособия «мозаика игровая логопедическая» в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками
В настоящее время наблюдается увеличение роста детей с речевыми нарушениями. Дети дошкольного возраста любят играть с мозаикой, строительным материалом, конструктором, но их практические действия не всегда сопровождаются соответствующей речевой деятельностью. В качестве специального дидактического материала решила использовать в своей деятельности комплект «Мозаика игровая логопедическая». Уникальность логопедической мозаики состоит в том, что с ее помощью специалист получает дополнительную возможность повысить речевую активность ребенка, поддержать его познавательный интерес и положительный эмоциональный настрой на занятии.
В данном пособии игровая деятельность детей организуется с помощью набора разнообразных геометрических фигур и технологических карт и по 10 лексическим темам.
С помощью данного пособия можно решить следующие коррекционно-развивающие задачи:
- Коррекция звукопроизношения и языкового анализа и синтеза;
- Развитие социально-коммуникативных умений и связной речи;
- Формирование лексико-грамматического строя речи;
- Развитие логического мышления и воображения, общей и мелкой моторики и сенсорных эталонов.
Учет особых образовательных возможностей ребенка с нарушениями речевого развития предполагает четыре уровня сложности как в выполнении коррекционно-развивающих упражнений, так и в выборе рабочего поля. Используется принцип от «простого к сложному»: от наложения фигур на цветной образец до самостоятельного выкладывания на листе пустого рабочего поля по образцу и без него. Технологические карты универсальны, удобны в использовании и гарантируют коррекционно – развивающий результат развития речи ребенка.
Формы работы использования «Логопедической мозаики»:
- коррекционно-развивающие занятия;
- индивидуальная работа «Дети-родители»;
- игра-конструирование;
- развлечение.
Коррекционно-развивающие занятия. Данное пособие рекомендует следующую структуру проведения занятия: артикуляционная гимнастика, игры на обогащение словаря, развития грамматического строя и связной речи, игры на коррекцию нарушений фонетической стороны речи.
Артикуляционная гимнастика по лексической теме, перед проведением которой, ребенок выкладывает предмет из геометрических фигур на рабочее поле. Для обогащения словаря и развития грамматического строя речи ребенок выкладывает сюжетную картину из деталей набора и отвечает на вопросы педагога. Данная картинка может использоваться для составления сюжетного рассказа. Для коррекции нарушений фонетической стороны речи используются задания: выкладывание фишек в соответствии с количеством заданного звука в слове, предложении, четверостишии.
Индивидуальная работа «Дети-родители». Данная форма удобна при проведении консультирования родителей, имеющих детей с проблемами речевого развития. Одна из главных задач данной формы наладить взаимодействие родителя и ребенка. Родителю представляется наглядная и практическая возможность попробовать взаимодействовать в речевой игре с ребенком. Например: игра «Сорока» ребенок и родитель вместе выкладывают из геометрических фигур сороку и под чтение родителем потешек про сороку ребенок выполняет артикуляционные упражнения.
Игра-конструирование в совместной образовательной деятельности, проводимая воспитателем в группе с ребенком, имеющим нарушения речевого развития. Например: воспитатель читает небольшой описательный рассказ или стихотворение про белку и побуждает ребенка с помощью деталей набора составить изображение белки. А затем предлагает составить самостоятельно или с помощью наводящих вопросов описательный рассказ о белке.
Развлечение: именно развлечение выступает основным мотивом, который приводит к удовольствию, одновременно формируя стойкий интерес к процессу развития речи, снимает психологическую нагрузку.
Ребенок получает возможность в условиях индивидуального (подгруппового) логопедического занятия одновременно с решением актуальных для него речевых задач развивать навыки зрительно – пространственной ориентировки на плоскости.
Для проведения развлечения можно использовать сам набор так и крупные геометрические фигуры. Отличительная особенность данной формы- весь речевой материал разучен с детьми заранее.
Структура развлечения следующая: коммуникативная игра на сплочение детей, создание проблемной ситуации, выполнение заданий с помощью набора, игры с крупными геометрическими фигурами. Особенностью данной формы- стимулирование речевой активности детей. Например:
Игра «Приветствие» — передача рукопожатия, сопровождающая словом – приветствием. Проблема- помочь белке собрать орешки. Собирают изображение белки и под речевое сопровождение педагога выполняют артикуляционные упражнения, играют в логоритмическую игру, собирают по технологической карте картинку и придумывают сюжетный рассказ, помогают собрать орешки, выкладывая фигурами количество заданного звука в предложении. Игра-соревнование «Передай орешек белке» (большие круги) . И заканчиваем развлечение выкладыванием эмоций из фигур набора.
Таким образом, основным преимуществом комплекта «Мозаика игровая логопедическая» является то, что данное пособие может использоваться в работе не только учителя — логопеда, но и воспитателя, если в группе имеются дети с нарушениями речи.
Кочеваткина Екатерина Сергеевна
учитель-логопед, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №62 «Аленький цветочек»
г. Котлас, Архангельская обл.