Использование пособия «мозаика игровая логопедическая» в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками

В  настоящее время наблюдается увеличение роста детей с речевыми нарушениями.  Дети дошкольного возраста любят играть с мозаикой, строительным материалом, конструктором, но их практические действия не всегда сопровождаются соответствующей речевой деятельностью. В качестве специального дидактического материала решила использовать в своей деятельности комплект «Мозаика игровая логопедическая». Уникальность логопедической мозаики состоит в том, что с ее помощью специалист получает дополнительную   возможность повысить речевую активность ребенка, поддержать его познавательный интерес и положительный эмоциональный настрой на занятии.

В данном пособии игровая деятельность детей организуется с помощью набора разнообразных геометрических фигур  и технологических карт и  по 10 лексическим темам.

С помощью данного пособия можно решить следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • Коррекция звукопроизношения и  языкового анализа и синтеза;
  • Развитие социально-коммуникативных умений и связной речи;
  • Формирование лексико-грамматического строя речи;
  • Развитие логического мышления и воображения, общей и мелкой моторики и сенсорных эталонов.

Учет особых образовательных возможностей ребенка с нарушениями речевого развития предполагает четыре уровня сложности как в выполнении коррекционно-развивающих упражнений, так и в выборе рабочего поля. Используется принцип от «простого к сложному»: от наложения фигур на цветной образец до самостоятельного выкладывания на листе пустого рабочего поля по образцу и без него. Технологические карты универсальны, удобны в использовании и гарантируют коррекционно – развивающий результат развития речи ребенка.

Формы работы использования «Логопедической мозаики»:

  • коррекционно-развивающие занятия;
  • индивидуальная работа «Дети-родители»;
  • игра-конструирование;
  • развлечение.

Коррекционно-развивающие занятия. Данное пособие рекомендует следующую структуру проведения занятия: артикуляционная гимнастика, игры на обогащение словаря, развития  грамматического строя  и связной речи, игры на коррекцию нарушений фонетической стороны речи.

Артикуляционная гимнастика по лексической теме, перед проведением которой,  ребенок выкладывает предмет из геометрических фигур на рабочее поле. Для  обогащения словаря и развития  грамматического строя речи ребенок выкладывает сюжетную картину из деталей набора и отвечает на вопросы педагога.  Данная картинка может использоваться для составления сюжетного рассказа.  Для коррекции нарушений фонетической стороны речи используются задания:  выкладывание фишек в соответствии с количеством заданного звука в слове, предложении, четверостишии.

Индивидуальная работа «Дети-родители».  Данная форма удобна при проведении консультирования  родителей, имеющих детей с проблемами речевого развития. Одна из главных задач данной формы наладить взаимодействие родителя и ребенка.  Родителю представляется наглядная и практическая возможность  попробовать  взаимодействовать в речевой игре с ребенком. Например: игра «Сорока» ребенок  и родитель вместе выкладывают  из геометрических фигур сороку и  под чтение родителем потешек  про сороку ребенок выполняет артикуляционные упражнения.

Игра-конструирование в совместной образовательной  деятельности, проводимая воспитателем в группе с ребенком, имеющим нарушения речевого развития. Например: воспитатель читает  небольшой  описательный рассказ или стихотворение  про  белку и побуждает ребенка с помощью деталей набора составить изображение белки.  А затем  предлагает составить самостоятельно или с помощью наводящих вопросов описательный рассказ о белке.

Развлечение: именно развлечение выступает основным мотивом, который приводит к удовольствию, одновременно формируя стойкий интерес к процессу развития речи, снимает психологическую нагрузку.

Ребенок получает возможность в условиях индивидуального (подгруппового) логопедического занятия одновременно с решением актуальных для него речевых задач развивать навыки зрительно – пространственной ориентировки на плоскости.

Для проведения развлечения можно использовать сам набор  так и крупные геометрические фигуры.  Отличительная особенность данной формы- весь речевой материал разучен с детьми заранее.

Структура развлечения следующая:  коммуникативная  игра на   сплочение детей,  создание проблемной ситуации, выполнение заданий с помощью набора, игры с крупными геометрическими фигурами.  Особенностью данной формы-  стимулирование речевой активности детей. Например:

Игра «Приветствие» — передача рукопожатия, сопровождающая словом – приветствием.  Проблема- помочь белке собрать орешки. Собирают   изображение белки и под речевое сопровождение педагога  выполняют артикуляционные упражнения,  играют в логоритмическую игру, собирают  по технологической карте картинку и придумывают сюжетный рассказ, помогают собрать орешки, выкладывая фигурами количество  заданного звука в предложении.  Игра-соревнование «Передай орешек белке» (большие круги) . И заканчиваем развлечение выкладыванием эмоций из фигур набора.

Таким образом, основным преимуществом комплекта «Мозаика игровая логопедическая» является то, что данное пособие может использоваться в работе не только учителя — логопеда, но и воспитателя, если в группе имеются дети с  нарушениями речи.

Кочеваткина Екатерина Сергеевна
учитель-логопед, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №62 «Аленький цветочек»
г. Котлас, Архангельская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *