Как дыхание влияет на речь: практические рекомендации педагогам от учителя-логопеда
Дыхание – основа речи. Это утверждение известно каждому педагогу, ведь именно правильный дыхательный аппарат обеспечивает четкую дикцию, необходимую громкость и устойчивость голоса. Дыхание — основа голосообразования. Когда человек говорит, воздух проходит через гортань, заставляя вибрировать голосовые связки. Если дыхание неправильное, это может привести к следующим проблемам:
- нехватка воздуха, что вызывает прерывистую речь и неспособность закончить предложение на одном дыхании;
- напряжение в мышцах горла и лица, которое затрудняет правильную артикуляцию звуков;
- плохая дикция, особенно при произнесении согласных звуков, требующих сильного выдоха.
Правильная техника дыхания помогает избежать всех этих проблем и делает речь плавной, мелодичной и уверенной. В этой статье мы рассмотрим, каким образом дыхание влияет на речь, и приведем примеры упражнений, которые можно использовать с учениками на уроках в школе.
Для развития дыхательной техники на уроках во время динамических пауз можно использовать следующие упражнения:
- «Медленный вдох-выдох»
- Цель: Развитие способности контролировать продолжительность выдоха.
- Описание: Учащимся предлагается медленно и глубоко вдохнуть носом, задерживая дыхание на пару секунд, после чего следует медленный выдох через рот. Повторять упражнение рекомендуется 5–10 раз.
- Применение: перед чтением текста можно предложить ученикам выполнить данное упражнение, чтобы подготовить дыхательный аппарат к длительному звучанию.
- «Свеча»
- Цель: Развитие контроля над воздушным потоком.
- Описание: Представьте, что перед вами горящая свеча. Ваша задача — дуть на неё так, чтобы пламя наклонялось, но не гасло. Ученики должны выполнять медленные и ровные выдохи, контролируя силу воздушного потока.
- Применение: после выполнения упражнения предложите ученикам прочитать текст, сохраняя ровный и контролируемый голос.
- «Эхо»
- Цель: Развитие навыка изменения громкости и высоты голоса.
- Описание: Учитель произносит слово или фразу, варьируя громкость и высоту голоса. Ученики повторяют, стараясь точно воспроизвести интонацию.
- Применение: на уроках чтения стихов это упражнение полезно для отработки выразительности.
- «Диафрагмальное дыхание»
- Цель: Развитие правильного использования диафрагмы при дыхании.
- Описание: Положив одну руку на живот, а другую на грудь, ученики делают глубокий вдох, чувствуя, как поднимается живот. Затем медленно выдыхают, контролируя сокращение диафрагмы.
- Применение: Включайте это упражнение в разминку перед началом уроков, чтобы настроить учеников на правильное использование дыхательного аппарата.
На уроках русского языка и литературы:
- Чтение текстов: перед чтением вслух предлагайте ученикам выполнить дыхательные упражнения, чтобы развить способность читать длинные предложения без частых остановок.
- Выразительное чтение стихов: Используйте упражнение «Эхо», чтобы научить учеников изменять интонацию и громкость голоса в соответствии с содержанием стихотворения.
На уроках музыки:
- Пение: тренировка диафрагмального дыхания поможет ученикам петь более ровно и уверенно, предотвращая быстрое утомление голоса.
- Игра на духовых инструментах: дыхательные упражнения способствуют развитию выносливости и контролю над воздушным потоком, что крайне важно для игры на флейте, трубе и других духовых инструментах.
Включение элементов йоги и дыхательных практик в уроки адаптивной физической культуры способствует общему укреплению здоровья и улучшению дыхательной функции.
Правильное дыхание — ключевой элемент красивой и грамотной речи. Педагоги должны уделять особое внимание этому аспекту работы с учениками, помогая им развивать диафрагмальное дыхание и контролируя правильность выполнения дыхательных упражнений. Следуя этим рекомендациям, вы сможете значительно улучшить речевые навыки своих учеников.
Герасимова Мария Андреевна
учитель-логопед, ГАОУ СО «Центр образования «родник знаний»
г. Энгельс