Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников посредством словесных дидактических игр

Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дидактические игры, фонематическое восприятие.

Результатами научных исследований учёных в области психологии, педагогики, психолингвистики доказано, что успешность школьного обучения во многом зависит от уровня развития фонематического восприятия ребёнка.

Фонематическое восприятие формируется у ребёнка в самом раннем детстве. Однако правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слов возникает не сразу и является результатом постепенного развития [2, c. 31].

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе происходит постепенно, обеспечивая успешное овладение ребенком чтением и письмом, а также играя важную роль в усвоении особенностей произношения. К семи годам дети с сохранным речевым развитием имеют достаточно сформированное фонематическое восприятие, владеют некоторыми навыками звукового анализа и синтеза, в связи с чем готовы к усвоению грамоты в условиях школьного обучения [1, c. 68-69].

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произношения у детей, имеющих различные речевые расстройства, которое возникло вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [3, c. 36].

У детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее – ФФНР) отмечается недоразвитие фонематического восприятия. Это негативно отражается на всём речевом развитии ребёнка. Поэтому чрезвычайно важно знать о том, в чем состоят данные особенности фонематического восприятия у детей с ФФНР [4, c. 46].

Нами было проведено экспериментальное исследования по определению особенностей фонематического восприятия у детей с ФФНР.

Исследовательская работа проводилась на базе государственного бюджетного учреждения дошкольной образовательной организации Запорожской области «Детский сад №2 «Ромашка»», г. Молочанска, Токмакского района.

В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста – воспитанников дошкольных групп учреждения. Возраст от 6 до 6,5 лет. Выборка исследования была разделена на две группы – экспериментальную и контрольную – по 10 детей в каждой. Экспериментальная группа – дети с ФФНР и контрольная группа – дети с нормальным речевым развитием.

В констатирующем эксперименте использовалась комплексная диагностическая методика «Исследование способности к фонематическому анализу и синтезу».

Методика обследования детей с ФФНР и сохранной речью была следующей.

Все дошкольники обследовались по одному в спокойной обстановке. Время на выполнение заданий диагностических методик не ограничивалось. Речевая инструкция сопровождалась предъявлением предметных и сюжетных картинок по всем заданиям. Задания методик предъявлялись в той последовательности, в которой они представлены выше в описании методики. Каждый ребёнок приступал к выполнению задания только после того, когда инструкция была им осмыслена. Все ответы детей фиксировались и подвергались обработке.

Подвергнем полученные нами результаты анализу в количественном и качественном аспектах.

Испытуемые экспериментальной и контрольной групп (100 %) согласились выполнить предложенное им задание. Дошкольники контрольной группы (100 %) поняли суть инструкции после её первого предъявления, а дети экспериментальной группы – после первого (70 %), второго (20 %) и третьего (10 %) предъявления в устной форме.

На рис.1. представлено процентное распределение детей экспериментальной группы по уровням развития у них фонематического анализа и синтеза.

Рис.1. Процентное распределение детей экспериментальной группы по уровням развития фонематического анализа и синтеза

 

Следовательно, старшим дошкольникам с ФФНР преимущественно свойственен низкий уровень развития фонематического анализа и синтеза.

На рис.2. представлено процентное распределение детей контрольной группы по уровням развития у них фонематического анализа и синтеза.

Рис.2. Процентное распределение детей контрольной группы по уровням развития фонематического анализа и синтеза

 

Следовательно, детям с нормальным развитием речи преимущественно свойственен средний уровень развития фонематического анализа и синтеза.

Мы сопоставили уровни развития фонематического анализа и синтеза, выявленные у детей экспериментальной и контрольной групп. Эти данные получили отражение на следующем ниже рисунке (см. рис.3).

Рис.3. Сравнение процентных распределений детей экспериментальной и контрольной групп по уровням развития фонематического анализа и синтеза

 

Из рис.3 видно, что по низкому уроню развития фонематического анализа и синтеза количество детей экспериментальной группы превышает количество детей контрольной группы (80% и 0%). С другой стороны, по среднему уровню развития фонематического анализа и синтеза количество детей контрольной группы превышает количество детей экспериментальной группы (60% и 20%). Также и по высокому уровню развития фонематического анализа и синтеза количество детей экспериментальной группы превышает количество детей контрольной группы (40% и 0%).

Следовательно, можно говорить о том, что уровень развития фонематического анализа и синтеза у детей экспериментальной группы ниже, чем у детей контрольной группы.

Укажем, что сопоставительный анализ данных экспериментальной и контрольной групп детей позволяет нам обоснованно говорить об ошибках, трудностях и о специфических особенностях, присущих фонематическому анализу и синтезу старших дошкольников с ФФНР.

Полученные результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости проведения коррекционной работы с детьми, имеющими ФФНР. Данная работа должна проводиться с использованием словесных дидактических игр.

Словесные дидактические игры – это эффективный метод коррекции и развития речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР). Они направлены на стимулирование интереса к обучению, активизацию речевой деятельности и развитие навыков, необходимых для преодоления нарушений [4, c. 47].

В целом, можно сделать следующие выводы:

  1. Старшим дошкольникам с ФФНР преимущественно свойственен низкий уровень развития фонематического анализа и синтеза.
  2. Уровень развития фонематического анализа и синтеза у детей с ФФНР ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.

 

Список использованной литературы

  1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников. / Г.Г. Голубева. – СПб.: Дельта, 2000. – 148 с.
  2. Дарендорф Е.В. Определение фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. №1-4 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-fonematicheskih-protsessov-u-detey-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 24.11.2024).
  3. Золотницина А.И., Андрусева И.В. Методы и приемы развития фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Вестник науки. 2023. №12 (69). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-razvitiya-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detey-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem-rechi (дата обращения: 24.11.2024).
  4. Сибгатова В.Д. Эффективные игровые технологии в развитии речи дошкольников: из опыта работы // International scientific review. 2019. №1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-igrovye-tehnologii-v-razvitii-rechi-doshkolnikov-iz-opyta-raboty (дата обращения: 24.11.2024).

Томчак Юлия Александровна
студент Мелитопольского государственного университета
г. Молочанск, Запорожская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *