Формирование графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи
АННОТАЦИЯ: в статье рассматриваются результаты теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы развития графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи. Констатирующий эксперимент показал необходимость составления методических рекомендаций, состоящих из комплекса упражнений для дальнейшей работы с детьми с общим недоразвитием речи. Контрольный эксперимент позволил подтвердить эффективность использования предложенных методических рекомендаций для полноценного формирования графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ГРАФОМОТОРНЫЙ НАВЫК, ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ, МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, среди которых наиболее сложным является общее недоразвитие речи. При общем недоразвитии речи нарушены все аспекты речевой системы: ограничен словарный запас, искажено произношение и восприятие звуков, возникают сложности с освоением грамматических норм языка.
Как указывает Л.С. Вакуленко: «Общее недоразвитие речи — это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте» [3, с.34-36].
Младшие школьники с общим недоразвитием речи сталкиваются со значительными трудностями в обучении из-за имеющихся речевых нарушений. Они относятся к группе риска по развитию дисграфии — расстройства письма, проявляющегося в специфических и стойких ошибках, связанных с недоразвитием психических функций, обеспечивающих процесс письма. Нарушения затрагивают системы, участвующие в преобразовании устной речи в письменную (Р.Е. Левина . [6, c. 243]).
Ключевым элементом процесса письма является графомоторный навык, и его формирование играет важную роль в подготовке к школе и обучении. Графомоторные навыки напрямую влияют на способность ребёнка выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме. Проблемой формирования графомоторных навыков детей младшего школьного возраста занимались следующие ученые: М.М. Безруких [1], А.Д. Ботвинникова [2], В.А. и других.
Исследования показывают, что недостаточные графомоторные навыки могут усугублять речевые проблемы. В частности, Н. В. Захарова в своей работе демонстрирует, что развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с речевыми нарушениями способствует улучшению их речевого развития и учебных достижений [5, c. 56].
В связи с тем, что современная школа ставит высокие требования к детям выбранная тема: «Формирования графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи» является актуальной.
Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и разработке системы коррекционно-педагогического воздействия для формирования графомоторных навыков у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: графомоторный навык у учащихся, осваивающих ступень начального образования с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: этапы и направления коррекционно-педагогической деятельности по формированию графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что для достижения успеха в коррекционно-педагогической работе по формированию графомоторных навыков необходимо соблюдение определённых условий, которые будут влиять на результативность этого процесса:
1.Организация целенаправленной и систематической деятельности, направленной на формирование необходимых предпосылок для развития графомоторных навыков.
- Определение этапов в работе по формированию графомоторных навыков;
- Обеспечение повторяемости заданий, адаптированных к индивидуальным потребностям и возможностям младших школьников.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
- На основе анализа научных источников определить особенности формирования графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
- Выявить уровень развития графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи для определения проблемных зон.
- Разработать и внедрить методику коррекционно-педагогической работы, направленную на улучшение графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования является:
- концепция А.Р. Лурия, рассматривающая письмо как вид речевой деятельности;
- концепция Л.С. Выготского, представляющая письмо как многоуровневую структуру;
- концепция системного подхода к изучению функционального базиса письма И.Б. Иншаковой;
- концепция Р.Е. Левиной, трактующей нарушения чтения и письма как проявление системного нарушения речи.
Практическая значимость исследования:
- Апробированная диагностическая модель может быть использована логопедами и учителями для оценки сформированности графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
- Разработанная система коррекционно-педагогической работы является практическим инструментом для специалистов, занимающихся формированием графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Во время проведения исследования, в соответствии с поставленными целями и задачами, были применены следующие группы методов:
- Теоретические: анализ и изучение источников по теме исследования.
- Эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы), комплексная диагностика, моделирование коррекционно-педагогической системы.
- Методы анализа: качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: ГБУ ОО ЗО «Константиновская СОШ №3» г.о.Мелитополь.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап исследования, был посвящён углублённому изучению теоретической и научно-методической литературы, определению основных параметров исследования, включая цель, объект, предмет, задачи и гипотезу, выбору соответствующих методов исследования, проведению констатирующего эксперимента с целью сбора первичных данных и первичному анализу полученной информации как в качественном, так и в количественном аспектах.
Второй этап исследования, включал в себя разработку подробной программы экспериментальной работы, которая предусматривала проверку гипотезы исследования, а также уточнение и углубление теоретических выводов и положений, полученных на первом этапе.
На третьем этапе исследования, была проведена работа по обработке, анализу, систематизации и обобщению результатов экспериментальной деятельности, сформулированы основные выводы по исследованию, а также подготовлено к защите диссертационное исследование.
В исследовании принимали участие две группы детей младшего школьного возраста – 2 и 3 класса школы: экспериментальная группа – дети младшего школьного возраста, имеющие нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи по заключению ПМПК – 10 человек и контрольная группа – дети младшего школьного возраста с нормальным речевым развитием (10 детей).
На констатирующем этапе экспериментального исследования мы применяли методику Д. Элтон, Д. Тейлор, целью, которой является исследование уровня состояния графических навыков у детей младшего школьного возраста. Данная методика включает в себя четыре серии заданий:
Серия I. Обследование возможностей обводки.
Серия II. Обследование возможностей штриховки.
Серия III. Обследование возможности копирования.
Серия IV. Обследование самостоятельного рисования.
При анализе результатов в группе детей с нормой мы выявили только у 3 детей из 10 средний уровень развития графомоторных навыков. В группе детей с общим недоразвитие речи были получены результаты:
I Серия заданий — низкий уровень показали 6 детей (60%) из 10.
II Серия заданий — низкий уровень показали 7 детей (70%) из 10
III Серия заданий — низкий уровень показали 9 детей (90%) из 10
IV Серия заданий — низкий уровень показали 8 детей (80%) из10
Для работы по профилактике формирования графомоторных навыков у учащихся осваивающих ступень начального образования 1 класса с общим недоразвитием речи, были отобраны приемы и упражнения, по формированию графомоторных навыков:
Упражнения на развития мелкой моторики, которые включают пальчиковые игры, самомассаж пальцев рук. («Срисуй правильно» , «Фигуры по образцу» и другие)
Упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации, зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания предложенные учителем-логопедом О.И. Рубанович. («Назови предмет», «Найди предмет» и другие)
Упражнения на развитие пространственно-графической ориентации. («Слева, справа, ниже, выше- нарисуешь, как услышишь», «Перересуй-ка», «Дорисуй буквы» и другие).
Упражнения на развитие движений руки. («Нарисуй, как падают листья», «Обведи по точкам» и другие).
После проведения контрольного эксперемента нами были проанализировали результаты исследования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста, полученных до и после использования педагогами разработанных методических рекомендаций. Из диаграммы видно, что положительная динамика по развитию графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи наблюдается во время проведения контрольного эксперемента.
Были получены следующие результаты: на этапе констатирующего эксперемента только 4 (40%) ребенка смогли справиться с первой серией заданий, после проведения комплекса упражнений данное задание выполнили 7 (70%) детей с общим недоразвитие речи. Проанализировав работы младших школьников с общим недоразвитием речи по серии заданий «Обследование возможностей обводки» мы увидели, что показатель правильного выполнения увеличился с 3 (30%) детей до 5 (50%) детей с общим недоразвитием речи. Результаты исследования возможности копирования с образца на первом этапе исследования показали, что только у одного ребёнка (10%), данный показатель находится на высоком уровне: На контрольном этапе исследования этот показатель увеличился до 4 (40:%) детей с общим недоразвитием речи младшего школьного возраста. При выполнении серий заданий «Обследование самостоятельного рисования» также прослеживается положительная динамика – справились с заданиями 4 (40%) ребенка, тогда как на первоначальном этапе исследования эта цифра равнялась 2 (20%).
По результатам сравнительного анализа исследования можно сделать вывод, что систематическое использование предложенных нами упражнений и следование методическим рекомендациям привело к повышению уровня графомоторных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих общее нарушение речи.
Во время написания курсовой была исследована связь между уровнем сформированности мелкой моторики, зрительно- пространственых ориентировок, зрительно-моторных координаций и уровнем сформированности графомоторного навыка. Обобщены методики диагностики кинестетического праксиса, зрительно-моторных координаций и зрительно-пространственной ориентировки.
Нами разработаны, и апробированы методические рекомендации системы логопедической работы по развитию графомоторного навыка у учащихся с общим недоразвитием речи, которые показали свою эффективность для полноценного формирования графомоторных навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи.
Мы убеждены, что дальнейшее систематическое, непрерывное использование этих методических рекомендаций педагогами приведет к повышению уровня формирования графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
- Безруких М.М. Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников. – М. : Вентана-Граф, 2020. – 128 с.
- Ботвинников А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников — М.: Просвещение, 2009. — 412 с.
- Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи . Психология детей с нарушениями речи: учеб.-метод. пособие. -М.: Форум: Инфра-М, 2019. – 272 с.
- Выготский, Л.С. Мышление и речь. – М.: Просвещение, 2006. -200с.
- Захарова, Н.В. Общее недоразвитие речи у детей: Проблемы и пути решения. Специальная психология- 2017 г. – 150с.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 2008. – 333с.
- Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 2018.- 624 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург, 2005. – 424 с.
Монахова Ольга Юрьевна
воспитатель, ГБУ ДОО ЗО «Константиновский детский сад № 1 «Теремок»
г. Мелитополь, Запорожская обл.