Особенности составления рассказов по серии сюжетных картин дошкольниками с общим недоразвитием речи
Развитие связной речи у дошкольников является важным показателем их речевой и когнитивной готовности к школьному обучению. У детей с общим недоразвитием речи этот процесс протекает с существенными затруднениями, что проявляется в бедности словарного запаса, аграмматизмах, нарушении логико-смысловой структуры высказывания.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок – сложная задача, требующая от ребенка умения анализировать изображения, выстраивать последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи и вербализовать их в развернутой форме. Для дошкольников с ОНР эти операции представляют особую трудность, что негативно влияет на их коммуникативные возможности и дальнейшую успеваемость.
Изучение особенностей составления рассказов по картинкам у детей с ОНР позволяет разработать эффективные методы коррекции, направленные на развитие связной речи. Данное исследование актуально для логопедической практики, так как способствует совершенствованию диагностических и коррекционных методик.
Констатирующий эксперимент навыка составления рассказа у старших дошкольников проходило на базе МБДОУ Детский сад комбинированного вида №135 «Дюймовочка» города Архангельск. В исследовании приняли участие всего 24 дошкольника. Было взято 2 группы детей. В первую группу входило 12 детей с общим недоразвитием речи 3 уровня в возрасте от 6 до 7 лет. Вторую группу составили дети того же возраста, но с нормальным речевым развитием.
Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении уровней сформированности навыка составления рассказа по серии сюжетных картин у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В исследовании для оценки способности к связному рассказыванию по серии сюжетных картин была использована модифицированная методика В.П. Глухова, предназначенная для обследования связной речи. Поскольку наше исследование посвящено развитию навыков рассказывания именно по картинкам, из исходных семи заданий методики мы использовали только три, непосредственно связанных с составлением связного рассказа на основе изображений.
В ходе констатирующего эксперимента мы выделили следующие объекты контроля:
- составление законченного высказывания на уровне фразы по изображённому на картинке-действию;
- способность устанавливать лексико-смысловые отношения между предметными изображениями и объединять их в законченную фразу-высказывание;
- способность составлять связный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
В рамках исследования применялся инструментарий, состоящий из трёх диагностических заданий.
Диагностическое задание 1. Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (фразы-действия).
В данном задании на основе картинок-действий ребёнок показывает свою способность составления предложений.
Для задания понадобятся шесть картинок, изображающих простые действия (например: полив цветов, ловля бабочки, ловля рыбы, катание на санках, катание куклы в коляске). Дошкольникам нужно составить предложения по отдельным шести картинкам, каждая из которых изображает одно простое действие. Ребёнку последовательно показывают картинки, предлагая описать изображённое. Если ребёнок испытывает затруднения в описании картинки, ему задают подсказывающий вопрос: «Что делает персонаж?». Если ребёнок не может сформулировать ответ, переходят к следующей иллюстрации.
Анализ проводится по пяти отдельным картинкам; первая, демонстрационная, не оценивается.
Оценка ответов детей отдельно по каждой из пяти картинок-действий:
- 5 баллов — полный, точный и грамматически правильный ответ, полностью отражающий содержание картинки.
- 4 балла — ответ с неточностями или незначительными грамматическими ошибками, с затруднениями в подборе слов.
- 3 балла — неполный ответ, полученный с помощью подсказок.
- 2 балла — ответ в виде перечисления предметов, без формирования фразы, либо ответ получен только после дополнительных вопросов.
- 1 балл — задание не выполнено.
Суммарный балл, полученный ребёнком по результатам пяти диагностических проб, отражает его итоговый уровень речевого развития.
Схема оценки уровней выполнения задания представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Схема оценки уровня выполнения задания: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (фразам-действиям)
<td»>21-25
| Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
| Высокий | Ребёнок безошибочно описывает действие на картинке, используя полные грамматически правильные предложения | |
| Средний | Ребёнок понимает картинку, но может сначала назвать изображённые предметы, а затем, возможно с помощью взрослого, составить предложение, описывающее действие | 17-20 |
| Недостаточный | Ребёнок с трудом понимает изображения и не может строить предложения, даже с подсказками взрослого. Он может лишь перечислять отдельные предметы на картинке. | 12-16 |
| Низкий | Ребёнок испытывает значительные трудности с составлением предложений, описывающих картинку, даже при помощи взрослого. Допускает грубые грамматические и смысловые ошибки | 5-11 |
Диагностическое задание 2. Составление фразы-высказывания по трём картинкам.
Задание проверяет способность составлять осмысленные предложения, опираясь на три картинки и устанавливая между ними смысловые связи.
Ребёнок сначала называет изображённые на картинках предметы, а затем составляет из них предложение.
Материалы: наборы из трёх изображений: «девочка — корзина — лес»; «кот» — подушка — подоконник»; «корабль — солнце — море»; «автобус — дорога — город».
Процедура проведения.
Задача ребёнка — назвать изображения на картинках и составить связное предложение, включающее все три объекта. Если ребёнок забывает упомянуть один или несколько предметов, исследователь указывает на эти упущения и предлагает повторить задание.
Для демонстрации используется один пример. Оцениваются три самостоятельные попытки ребёнка. Каждая попытка оценивается по следующей шкале:
- 5 баллов — фраза по трём картинкам полная, точная и грамматически правильная.
- 4 балла — фраза по трём картинкам составлена с незначительными неточностями или ошибками.
- 3 балла — фраза составлена только из двух картинок с грамматическими ошибками.
- 2 балла — неудачная попытка рассказать по трём картинкам, даже с помощью взрослого; ошибки в речи.
- 1 балл — перечисление предметов на картинках, без связной фразы.
- 0 баллов — задание не выполнено.
В результате обработки данных, полученных по итогам трёх проб, определяется уровень развития ребёнка.
Схема оценки уровня выполнения задания представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Схема оценки уровня выполнения задания: Составление фразы-высказывания по трём картинкам
| Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
| Высокий | Ребёнок составляет информативные и грамматически правильные фразы-высказывания, используя три картинки и правильно применяет предлоги и союзы. Навык сформирован. | 13-15 |
| Средний | Фразы-высказывания ребёнка недостаточно информативны, могут быть неполными (использованы только две картинки) и содержать грамматические ошибки. Требуется помощь взрослого. | 9-12 |
| Недостаточный | Ребенок говорит короткими, неполными фразами, допуская грубые грамматические и смысловые ошибки. Наводящие вопросы могут улучшить свои высказывания. | 4-8 |
| Низкий | Ребёнок не может составить связный рассказ из трёх картинок. Помощь педагога неэффективна, навык не сформирован. | 0-3 |
Диагностическое задание 3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Дети выполняют задание, состоящее из двух частей: сначала они упорядочивают серии сюжетных картинок («Мальчики нашли ежа», «Бабушка и пирожки»), а затем составляют по ним связный рассказ. Задачей является оценка способности ребёнка создавать последовательный сюжет на основе визуальной информации. Логопед помогает ребёнку, комментируя картинки и направляя его к установлению логической последовательности событий перед составлением рассказа.
Инструкция: внимательно рассмотри каждую картинку. Они между собой связаны историей. Но я их разложила в неправильном порядке. Тебе нужно разложить правильно. Для этого подумай, чем началась история, чем продолжилась и чем закончилась? Если возникают сложности, можешь задавать вопросы или обращаться к конкретным изображениям, на которых запечатлены важные элементы.
Для ознакомления с заданием педагог выполняет первую серию картинок вместе с ребёнком. Вторая серия выполняется ребёнком самостоятельно.
Оценка ответов детей по составлению рассказа по одной серии сюжетных картин:
- 4 балла — полный, логичный и самостоятельный рассказ, включающий все важные детали сюжета, без грамматических ошибок.
- 3 балла — рассказ, в основном, соответствует сюжету, но содержит незначительные пропуски деталей, небольшие ошибки в связности и грамматике. Использовались подсказки (вопросы или изображения).
- 2 балла — фрагментарный рассказ с существенными пропусками и смысловыми несоответствиями, затрудняющими понимание. Требовалась значительная помощь в виде наводящих вопросов.
- 1 балл — нелогичный рассказ с многочисленными пропусками и смысловыми несоответствиями, представляющий собой скорее перечисление фактов, чем связное повествование. Использовалась значительная помощь (наводящие вопросы и изображения).
- 0 баллов — задание не выполнено.
Уровень ребёнка определяется количеством набранных баллов по итогам задания. Схема оценки уровней выполнения задания представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Схема оценки уровня выполнения задания составление рассказа по серии сюжетных картинок
| Уровень выполнения задания | Анализ результатов | Оценка в баллах |
| Высокий | Дошкольник самостоятельно передал сюжет картинок, демонстрируя отличное понимание и логичную последовательность повествования. Навык рассказывания по сюжетным картинкам полностью сформирован | 4 |
| Средний | Дошкольник передал основную суть сюжета, но с некоторыми пропусками и неточностями. Повествование местами не связно, присутствуют незначительные смысловые ошибки. Необходима была помощь педагога в виде наводящих вопросов | 3 |
| Недостаточный | Рассказ дошкольника содержит значительные пробелы и смысловые несоответствия. Дошкольник смог выполнить задание только с существенной помощью педагога. Навык рассказывания по серии сюжетных картин слабо сформирован | 2 |
| Низкий | Дошкольник не смог самостоятельно передать сюжет, даже при значительной помощи педагога (указания на конкретные детали). Рассказ представляет собой хаотичное перечисление отдельных элементов картинок, с множеством пропусков и неточностей. Навык рассказывания практически отсутствует | 0-1 |
Для определения уровня развития рассказывания по серии сюжетных картин у дошкольников суммировались баллы, полученные за выполнение трёх диагностических заданий.
Схема оценки общего уровня сформированности навыка рассказывания по серии сюжетных картин представлена в таблице 4.
Таблица 4 – Схема оценки общего уровня сформированности навыка рассказывания по серии сюжетных картин у дошкольников
| Уровень | Анализ результатов | Оценка в баллах |
| Низкий | Ребёнок не владеет способностью составлять связный рассказ. Речь отсутствует или несвязна, наблюдаются смысловые несоответствия и отсутствие логической последовательности. Не использует союзы и предлоги, ограничиваясь перечислением действий. | 5-15 |
| Недостаточный | Ребёнок не умеет рассказывать по серии картинок, но может описывать одну картинку с некоторыми ошибками. Словарный запас очень ограничен, присутствуют лексико-грамматические ошибки. Может перечислять действия или путать последовательность событий. | 16-25 |
| Средний | Ребёнок составляет рассказ по серии картинок, но он недостаточно информативен и содержит смысловые и грамматические ошибки. Словарный запас ограничен, что приводит к паузам в речи. | 26-35 |
| Высокий | Ребёнок свободно составляет связный и смысловой рассказ по серии картинок, соблюдая логическую последовательность. Правильно использует союзы, предлоги и падежные формы. | 36-44 |
Констатирующий эксперимент проводился индивидуально с каждым дошкольником в течение нескольких дней. Качественный и количественный анализ, интерпретация полученных данных позволили выявить специфические особенности рассказов, а также определить уровни владения данным навыком, выраженные в баллах. Таким образом, был установлен исходный уровень развития составления этого рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Проведённое исследование позволило нам определить общий уровень изучаемых объектов контроля.
Рисунок 4 – Общий уровень сформированности изученных навыков (количество детей)
По результатам трёх заданий большинство детей с общим недоразвитием речи (6 детей) оказались на недостаточном уровне сформированности навыка. Равное количество испытуемых (6 детей) оказалось на среднем (3 ребёнка) и низком (3 ребёнка) уровнях. Высокий уровень выполнения заданий не показал ни один ребёнок, имеющий речевую недостаточность.
Тщательный анализ экспериментально полученных данных позволяет утверждать следующее:
- наиболее лёгким заданием для детей с общим недоразвитием речи оказалось составления фраз по картинке, в данном задании четверо детей показали высокий и средний уровень.
- Наиболее сложным оказалось третье задание, в котором наибольшее количество детей (10 детей) оказались на низком и недостаточном уровнях.
- Наиболее характерными ошибками при выполнении трёх серий заданий были трудности подбора слов, отсутствие самостоятельности (требовалась помощь педагога в виде наводящих вопросов), заметные сложности при установлении лексико-смысловых отношений, определении последовательности картин, аграмматизмы. В речи дети использовали преимущественно, простые распространенные и нераспространенные предложения.
- Показательным, на наш взгляд, является и тот факт, что дети с нормативным речевым развитием испытали также некоторые трудности при выполнении предложенной серии заданий. На низком уровне не оказался никто из данной группы, вместе с тем в каждом задании были зафиксированы недостаточные уровни сформированности навыка.
Литература
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей с ОНР. – М., 2004.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция ОНР у дошкольников. – М., 2008.
- Ткаченко Т.А. Обучение рассказыванию по картинкам. – М., 2005.
Рубцова Вероника Александровна
студентка 4 курса, Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова
г. Архангельск