Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.

Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике. Главное внимание учителя должно быть сосредоточено на формировании орфографической и пунктуационной грамотности учащихся и их речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Подготавливая ребенка к школе, важно помнить и о том, чем он станет заниматься, будучи уже первоклассником. Наиболее значительные навыки, которые школа дает ребенку — это умение читать, писать и считать.

Необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

Фонематический слух и его формирование у детей

Что же такое фонематический слух? В отличие от звуковысотного (музыкального), направленного на различение звуков разной высоты, фонематический слух способствует различению фонем — частичек слова, имеющих смысловое содержание, обладающих значением.

В некоторых восточных языках (их называют тоническими) одни и те же звуки, произнесенные на разной высоте, обозначают разные предметы. В русском языке фонемы постоянны, не зависят от тембра и высоты звука.

Тем не менее, нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах и значение смыслообразующих частиц слова — суффиксов, префиксов и т. д.

Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении с взрослыми на протяжении первого года жизни, а особенно интенсивно — в полуторогодовалом возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

Стремительное развитие речевого слуха может тормозить все другие виды слуховой чувствительности. Известно, например, что звуковысотный, музыкальный слух развивается обычно значительно медленнее, чем фонематический. Это происходит потому, что взрослые гораздо чаще разговаривают с ребенком, чем слушают с ним музыку или поют.

Начало второго года — начало активного манипулирования речевыми звуками: лепет приобретает совершенно понятную человеческую интонацию и выразительность. Почти у каждого в этом возрасте есть свои любимые «слова», которые он постоянно пропевает, повторяет и видоизменяет.

Такое манипулирование звуками приносит малышу большое удовольствие. Стоит услышать новое, интересно звучащее слово, как он сразу и многократно повторяет его на все лады, видоизменяя и коверкая, как бы играя с ним. Такие игры словами — своеобразная ориентировка в звуковой стороне речи, они тренируют артикуляционный аппарат и развивают речевой слух. Малыш соотносит движения своей гортани с теми звуками, которые из этого получаются, и таким образом учится управлять своей артикуляцией.

Согласно исследованиям Р.Е. Левиной, возможны два источника нарушения фонематического восприятия. Первый коренится в недоразвитии собственно перцептивных процессов. Результатом оказывается нарушение фонематического анализа и соответствующие дефекты произношения, заключающиеся в произносительном неразличении звуков речи.

Ребенок либо не слышит существенных (с точки — зрения данной языковой культуры) фонологических различий, либо не придает им значения.

Чаще, однако, источником фонематической дисфункции становится дефект артикуляционного аппарата или закрепившаяся ошибка артикуляции, что затрудняет, а то и вовсе блокирует слуховое различение в пределах той или иной бинарной оппозиции. Иначе говоря, звуки речи не различаются из-за того лишь, что они должным образом не разведены в произношении.

Общее недоразвитие речи — запутанный клубок причин и следствий, в центре которого неразличение фонем при восприятии и продуцировании речи, — имеет еще одно проявление, лишь с трудом поддающееся коррекции обычными методами.

Когда дефекты произношения усилиями логопеда устранены или сделались практически незаметными, в определенном проценте случаев все еще сохраняется устойчивый след недостаточности фонематического анализа. Ребенок как будто все произносит правильно, о прежних речевых дефектах родители предпочитают не вспоминать, а правописание он осваивает с большим трудом, допуская громадное количество труднообъяснимых ошибок.

Однако проблема нередко решается путем интенсивной тренировки в различении и дифференциации фонем.

Нарушение фонематического слуха

Формирование фонем, завершающее усвоение звуковой системы языка, как считает известный педагог русского языка А. Гвоздев, происходит тогда, когда ребенок начинает распознавать прежде смешивающиеся звуки и использовать их для различения слов в соответствии с имеющейся в языке традицией. Система фонем возникает тогда, когда устанавливается разветвленная сеть противопоставлений, разграничивающих, например, взрывные и фрикативные, носовые и неносовые, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки.

Признаком фонематического недоразвития фонем у детей является незаконченность становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Речь идет о свистящих и шипящих, сонорных «р» и «л», звонких и глухих, твердых и мягких звуках.

При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей при произношении звуков и их употреблении в речи:

  • аморфное, неотчетливое произнесение звуков;
  • недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Так, например, «с» и «ш» заменяются мягким звуком «щь». При этом ребенок произносит «шьяпка» вместо «шапка» и «шьяни» вместо «сани»;
  • замена звуков более простыми по артикуляции (вместо «р»-«ль») некоторые дети всю группу свистящих и шипящих заменяют взрывными, более простыми при артикуляции — «т, ть, я, ль»; они произносят «тапка» вместо «шапка», «дук» вместо «жук»;
  • нестойкое употребление в речи звуков: в этом случае одно и тоже слово ребенок произносит различно в разных контекстах или при неоднократном повторении;
  • смешение звуков в речи: в одних случаях ребенок употребляет звук правильно, в других их взаимозамещает;
  • произнесение звука «р» одноударное, щечное или губное «ш», «ж», сходное с «у», «ы», «в» или заменой на «л».

Все эти особенности в большинстве случаев являются показателями незаконченности процесса приспособления артикуляции. Нередко на фоне общего недоразвития отдельные звуки оказываются сформированными, но произносятся с дефектом. Например: звук «р» может быть горловым, бо­ковым, губным, свистящим, а шипящие — щечными, межзубными.

Характер произнесения звуков указывает на то, что дети недостаточно хорошо различают их на слух. При данном дефекте развития слоговая контура слова (за исключением отдельных случаев) воспроизводится правильно, но в то же время отмечается сокращение групп согласных в составе слова, то есть нарушение звуконаполняемости или слоговой структуры слова: дети вместо «милиционер» говорят: «минцанер».

 Работа по формированию фонематического слуха у дошкольников

 Для развития фонематического слуха дошкольников необходимо:

  1. исправить неправильное произношение звуков;
  2. вслушиваться в речь;
  3. различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы речи;
  4. удерживать на слух воспринятый материал;
  5. слышать звучание чужой и своей речи;
  6. исправлять ошибки в собственной речи;
  7. анализу и синтезу звукового состава слова или умению выделять конкретные звуки:

а)       из ряда звуков;
б)      из открытого слога;
в)       из закрытого слога;
г)       из состава слова;

  1. делить слова на слоги, а слоги на звуки и объединять звуки в слоги и слова;
  2. делить предложения на слова.

При разработке методики коррекции нарушений фонематической стороны речи у дошкольников я опиралась на приёмы и методы, описанные в работах О. С. Бот, Г. Г. Голубевой, Л. В. Лопатиной, Е. Ф. Соботович, М. Е. Хватцева и др.

Узнавание и различение неречевых звуков

Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений («Угадай, что звучало?» «Что делает Петрушка?» «У кого звучит игрушка?» и т.д.). В процессе этой работы у детей формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

Различение правильно и дефектно произнесённого звука

По данному направлению у детей воспитываются навыки слухового контроля. Необходимость развития у дошкольников слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильного и дефектно произнесённого звука в чужой и собственной речи. Логопедическая работа ведётся по трём направлениям:

  1. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребёнка
  2. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребёнка:
    • дефект произношения отличен от собственного;
    • дефект произношения аналогичен собственному.
  1. Развитие навыка слухового самоконтроля.

Различение правильного и дефектно произнесённого звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определённой последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:

  • звуков в слогах различной конструкции (открытых, закрытых, со стечением согласных);
  • звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);
  • звуков во фразах.

Наряду с имитацией неправильного произношения логопед должен воспроизводить и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

 Игры и упражнения на формирование фонематического слуха

«Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

«Как правильно сказать?». Логопед имитирует искажённое и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

«Будь внимателен». Перед ребёнком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребёнок поднимает зелёный флажок, неправильно — красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, ваван, даван, ванан и т.д.

Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т.4. Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т.д.

Различение близких по звуковому составу слов

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимися только одним звуком.

«Незнайка запутался». Взрослый рассказывает детям историю про Незнайку, который нашёл много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрёшка, картошка и т.д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображёнными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определённой группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображённый на картинке, называет логопед).

«Придумай слово». Взрослый предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка — миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка и т.д.).

«Чем отличаются слова». Взрослый предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображённые на них предметы (кит — кот, жук — сук, шар — шарф, Маша — каша, горка — норка и т.д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

«Лишнее слово». Взрослый чётко произносит слова и предлагает ребёнку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава
утёнок, котёнок, утёнок, утёнок
ком, ком, кот, ком
минута, монета, минута, минута
винт, винт, винт, бинт
буфет, букет, буфет, буфет
дудка, будка, будка, будка и т.д.

Дифференциация звуков

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки, звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка — образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

«Угадай, кто (что) это был(о)» Детям предлагаются картинки — образы или игрушки, каждой из них присваивается определённое звучание (например: корова — мычит м-м-м, тигр — рычитр-р-р, пчела жужжит ж-ж-ж). Логопед произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

«Какой звук лишний?». Логопед называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем логопед называет ряд звуков, включающие наряду с вышеуказанными и др. гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены для запоминания.

 «Эхо»

Игра служит для упражнения фонематического слуха и точности слухового восприятия. Играть можно вдвоем или большой группой. Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо».

Затем назначают водящего — «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным и длинным (например, «ау», «скорее», «бурелом»). Можно используйте в игре иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение (например, «Hallo, monkey!» — «Привет, обезьянка!»), кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы («Я пришел к тебе с приветом рассказать, что солнце встало!»).

«Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы, названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.

«Заколдованное слово»

Игра способствует развитию фонематического слуха и звукового анализа слов

Ведущий-взрослый рассказывает детям историю о злом волшебнике, который заколдовывает слова, и поэтому они не могут вырваться из замка волшебника. Слова не знают, из каких звуков они состоят, и надо им это объяснить. Как только звуки слова правильно называются в нужном порядке, слово считается спасенным, свободным. Игра проводится как обычная сюжетно-ролевая, причем взрослый как единственный грамотный всегда остается ведущим, дети исполняют роли спасителей, а один из участников представляет злого волшебника, который время от времени отлучается из замка; именно тогда и могут быть спасены буквы.

Взрослый называет слово — жертву заключения, а спасители должны внятно повторить звуки, из которых оно состоит. Необходимо следить за тем, чтобы они произносились тщательно, с проговариванием всех гласных. Начинают с простых трех-четырехбуквенных слов, затем усложняя «заколдованные» слова. Например, «расколдовываем» слово «яблоко» — «Я, б, л, о, к, о».

«Путаница»

 Игра для развития звукового различения

Нужно обратить внимание ребенка на то, как важно не путать звуки между собой. Для подтверждения этой мысли следует попросить его прочесть (или прочесть ему самому, если он еще не умеет) следующие шуточные предложения.

Русская красавица своей козою славится.
Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.
Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Нужно задать вопрос ребенку, что перепутал поэт? Какие слова нужно употребить вместо этих?

 «Починим испорченный телефон»

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры «Испорченный телефон». Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово «по телефону».

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что «накопились» в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

Карина Татьяна Николаевна
учитель-логопед, МБДОУ д/с № 508
г. Новосибирск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *