Особенности нарушения словоизменения существительных у детей с ТНР
Что такое ТНР? Это сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование всех основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, связной речи.
Словоизменение – преобразование определенного слова, когда его реальное значение не меняется, но вносятся известные различия в обозначаемые формой слова связи его к речи. (простыми словами- изменение по числам, падежам, соглосование с числительным).
У детей с ТНР наблюдаются нарушения в словоизменении существительных, от этого появляются аграмматизмы. Существительные и их фрагменты используются преимущественно в именительном падеже, в одном предложении могут использовать до 3-5 и более аморфных слов-корней. Дети с нарушением речи длительно и стойко используют формы слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи с используемой синтаксической конструкцией. Длительно не усваивают синтаксического значения падежа: «заплетает коса (косу)», «сидит стульчику (на стульчике) и т.д.
У детей с ТНР часто отсутствует понимание различия форм ед. и мн. числа имен существительных; не учитывают и категорию рода.
Предлоги практически в речи не употребляются, а если употребляют, то в неправильном значении или редуцируются: «сел а стул- сел на стул»; «я ходил садик – в садик».
У детей с нормой развития речи навыки словоизменения формируются в дошкольном возрасте, а далее без проблем ребенок ими владеет.
Существует много игр и упражнений для коррекции нарушения словоизменения существительных.
Дидактическая игра обеспечивает всесторонее развитие ребенка и является эффективным средством корекции нарушения речи у детей. Ее можно использовать и в формировании грамматического строя речи («Магазин», «Кто за кем?» и т. д.)
Предлагаем несколько таких игр.
Игра «один — много»
Логопед называет существительное в единственном числе, бросая мяч ребенку. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.
Шар — (шары) корова — (коровы)
гриб — …(грибы) лимон — (лимоны)
стол — (столы) роза — (розы)
пирог — (пироги)
«Кто что любит?»
Детям демонстрируется предметные картинки с изображением животных и предлагается ответить на вопрос: кто что любит?
Кошка любит …(молоко).
Собака любит …(кость).
Корова любит …(траву).
Медведь любит …(мёд).
Заяц любит …(морковку).
Волк любит …(мясо).
«Что (кто) под чем?»
Логопед называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что под чем?
Примерный речевой материал:
тапки — стул (тапки под стулом),
шкаф — коробка (коробка под шкафом),
куст — заяц (заяц под кустом) и т.д.
гусеница — листик
батарея — окно
Вахляева Елена Александровна
учитель-логопед
г. Новосибирск, Новосибирская обл.