Особенности нарушения словоизменения существительных у детей с ТНР

Что такое ТНР? Это сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование всех основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики и фонетики и, связной речи.

Словоизменение – преобразование определенного слова, когда его реальное значение не меняется, но вносятся известные различия в обозначаемые формой слова связи его к речи. (простыми словами- изменение по числам, падежам, соглосование с числительным).

У детей с ТНР наблюдаются нарушения в словоизменении существительных, от этого появляются аграмматизмы. Существительные и их фрагменты используются преимущественно в именительном падеже, в одном предложении могут использовать до 3-5 и более аморфных слов-корней. Дети с нарушением речи длительно и стойко используют формы слов независимо от того значения, которое необходимо выразить в связи с используемой синтаксической конструкцией. Длительно не усваивают синтаксического значения падежа: «заплетает коса (косу)», «сидит стульчику (на стульчике) и т.д.

У детей с ТНР часто отсутствует понимание различия форм ед. и мн. числа имен существительных; не учитывают и категорию рода.

Предлоги практически в речи не употребляются, а если употребляют, то в неправильном значении или редуцируются: «сел а стул- сел на стул»; «я ходил садик – в садик».

У детей с нормой развития речи навыки словоизменения формируются в дошкольном возрасте, а далее без проблем ребенок ими владеет.

Существует много игр и упражнений для коррекции нарушения  словоизменения существительных.

Дидактическая игра обеспечивает всесторонее развитие ребенка и является эффективным средством корекции нарушения речи у детей. Ее можно использовать и в формировании грамматического строя речи («Магазин», «Кто за кем?» и т. д.)

Предлагаем несколько таких игр.

Игра «один — много»

Логопед называет существительное в единственном числе, бросая мяч ребенку. Ребёнок, возвращая мяч, называет слово, изменяя число существительного.

Шар — (шары)                           корова — (коровы)
гриб — …(грибы)                       лимон — (лимоны)
стол — (столы)                          роза — (розы)
пирог — (пироги)

«Кто что любит?»

Детям демонстрируется предметные картинки с изображением животных и предлагается ответить на вопрос: кто что любит?

Кошка любит …(молоко).
Собака любит …(кость).
Корова любит …(траву).
Медведь любит …(мёд).
Заяц любит …(морковку).
Волк любит …(мясо).

«Что (кто) под чем?»

Логопед называет пару слов и демонстрирует предметные картинки, задавая вопрос: что под чем?

Примерный речевой материал:

тапки — стул   (тапки под стулом),
шкаф — коробка   (коробка под шкафом),
куст — заяц   (заяц под кустом) и т.д.
гусеница — листик
батарея — окно

Вахляева Елена Александровна
учитель-логопед
г. Новосибирск, Новосибирская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *