Конспект логопедической НОД в подготовительной группе по теме: «Человек и части его тела»
Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.
Задачи:
- обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тела»;
- закреплять названия частей тела человека, их функции (глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.);
- совершенствовать употребление существительных множественного числа;
- совершенствовать употребление существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
- упражнять в составлении сложных слов на наглядном материале;
- дать понятие «Многозначность» слов;
- развивать внимание, память, правильное дыхание и общую моторику;
- воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: плакат с изображением строения тела человека, мяч.
Методы: наглядные, словесные
Ход НОД:
- Организационный момент.
— Ребята, давайте мы с вами поздороваемся.
Здравствуйте, ладошки! (дети хлопают в ладоши: хлоп-хлоп)
Здравствуйте, сапожки! (топают: топ-топ)
Здравствуйте, лягушки! (квакают ква-ква)
Здравствуйте, кукушки! (кукуют:ку-ку)
Здравствуй, звонкий каблучок! (цокают языком: цок – цок)
И малышка светлячок! (на выдохе произносят:с-с-с)
Здравствуй, шустрый ветерок, (дуют)
Звонкий детский голосок! (болтают язычком: бл — бл)
Поезд длинный у перрона! (тянут: тууу)
Добрый день ручным часам, (тикают:тик-так)
Громким детским голосам!
А теперь все дружно сели,
На меня все посмотрели.
- Знакомство с темой.
— Ребята послушайте загадку:
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
— Как вы думаете, кто это? (человек).
Показ плаката со строением тела человека.
— Тема нашего занятия: «Части тела человека». Сегодня мы вспомним, какие части тела есть у человека, для чего они нужны. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.
Слышится музыка из мультфильма «Приключения Буратино». Появляется Буратино.
Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?
— Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты, Буратино, знаешь, какие части тела есть у человека?
Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – нос.
— А для чего он нужен?
Буратино: Чтоб его везде совать.
— Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал, какие еще части тела есть у человека и для чего они нужны.
Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.
— Как называется самая большая часть тела человека? (туловище)
Логопед вместе с детьми показывает на плакате, где находятся и как называются части тела. (грудь, живот, спина, бока)
— Туловище части руки. (плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти) А какие части ноги вы знаете? (бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки)
Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека есть голова – она может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.
— Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот послушайте загадки:
У зверюшки – на макушке,
А у нас ниже глаз. (уши)
— Для чего нужны уши? (уши нужны для того, чтобы слышать, слушать)
Есть у каждого лица
Два красивых озерца,
Между ними есть гора. (глаза и нос)
— Для чего нужны глаза? (глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (рот, губы, зубы)
— Для чего нужны зубы, язык? (ответы детей)
— А что еще находится на голове?
Растёт, но не цветок.
Висит, но не фрукт.
Похож на нитку, но живой.
Один выпадает, другой вырастает. (волосы)
- Игра с мячом: «Один – много».
— А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.
Ухо – уши, шея- …, глаз — …, волос — …, голова — …, лоб-…, рот — …, нос — …, щека — …, палец — …, локоть — …, бровь — ….
- Игра «Гном, человек, великан».
— У Буратино в Волшебной стране мультфильмов есть много друзей. Одни из них Гном и Великан. Как вы думаете, их части тела называются так же как и наши? Гном намного меньше человека, поэтому части его тела мы будем называть уменьшительно. А части тела могучего Великана будем увеличивать. Например: у человека – рука, у гнома – маленькая ручка, у великана – большая ручища.
Нос, рот, лоб, глаза, волосы, рука, нога.
- Игра «Четвертый лишний».
— Следующая игра «Четвертый лишний», я называю 4 слова, а вам нужно догадаться, какое слово лишнее и почему.
Голова, шапка, ладонь, шея.
Воротник, пальцы, нога, ладонь.
Нога, стопа, колено, сапоги.
Глаза, нос, очки, ладонь.
- Физминутка.
— Пришло время отдохнуть и размять наши части тела.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки подымаем,
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем,
И бегаем кругом.
- Многозначность слов.
— Ребята, в нашем родном языке есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение. Предлагаю вам с ними познакомиться.
Нос – у самолета, у корабля, у чайника.
Ручка – у двери, у сумки, авторучка.
Глазок – в двери, у картошки, яичница.
Горлышко – у бутылки, у свитера.
Спинка – у кровати, кресла, платья.
Кисти – малярная, кисть винограда, у платка, для рисования.
Язычок – у ботинка, пирожное, на молнии.
Ножки – у стула, у гриба.
- Игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»
Буратино: Мальвина меня заставляет мыть руки и ещё, дала мне целый мешок каких-то предметов. А я не знаю, что с ними делать, зачем они мне нужны.
— Ребята, давайте поможем Буратино разобраться.
На мультимедийной доске появляются изображения предметов ухода за телом: расчёска, зубная щетка, полотенце, мыло, мочалка, зубная паста, шампунь. Дети составляют предложения. Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы.
Буратино: Спасибо ребята, теперь я знаю, какие части тела есть у человека и для чего они нужны. И что нужно каждый день пользоваться предметами гигиены.
- Итог
— Ребята, что вы сегодня узнали на занятии? (ответы детей)
— Что больше всего запомнилось?
— Молодцы.
Вахляева Елена Александровна
учитель-логопед, МБДОУ № 508
г. Новосибирск, Новосибирская обл.