Развитие речемыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Речемыслительная деятельность — это целенаправленный, мотивированный, предметный процесс передачи или восприятия мысли, опосредованной речью, в процессе общения.

У обучающихся с ОВЗ дошкольного возраста речемыслительная деятельность затруднена, они с трудом овладевают речью, не умеют воспринимать и передавать информацию. Они не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими.

Результатом взаимосвязанного становления мышления и речи является формирование у детей речемыслительной деятельности как единого процесса порождения мысли и речи, составляющего материальную базу общения. Речемыслительная деятельность определяется как процесс преобразования и осмысления внешней действительности языковыми и логическими средствами, ориентирующийся на достижение цели в зависимости от нужд человека, и средство общения, обслуживающее различные стороны человеческой деятельности. Речемыслительная деятельность является чрезвычайно сложным и ранимым новообразованием детского возраста, в связи с чем её формирование нарушается при всех видах отклоняющегося развития.    Успешность воспитания, развития и обучения детей во многом зависит от уровня владения речью. Речь — одна из важнейших психических функций человека. Слово, будучи единицей речи, одновременно является и единицей мышления. Мыслительная деятельность невозможна без речи. Речь и мышление, изначально возникающие независимо друг от друга, в ходе развития ребенка объединяются, проявляясь в качественно новом образовании, именуемом речевым мышлением или речемыслительной деятельностью. Оба процесса тесно связаны между собой, что отставание в развитии одного из них неизбежно ведет к торможению в развитии другого.

В процессе своего формирования речемыслительная деятельность проходит три стадии:

  • первая — номинативная стадия — начальный этап развития сознания ребенка: владение словом;
  • вторая — синтаксическая стадия: переход от слова к предложению;
  • третья стадия — реализованная способность индивидуума к осознанной коммуникации и производству текстовых образований.

Критерием качества речи ребенка любого возраста, следовательно, и критерием его речевой зрелости, являются не столько отдельные количественные накопления в речевом развитии, как например, увеличение словарного запаса, сколько существенные качественные показатели, связанные с умением правильно, полно и точно выразить свою мысль, логично и связно построить высказывание и сделать его понятным и доступным для собеседника (вербальное поведение ребенка). От уровня развития речемыслительных способностей ребенка зависит не только его школьное обучение, но и взаимодействие ребенка в обществе.

Речемыслительная деятельность является чрезвычайно сложным процессом, поэтому ее формирование особенно затруднено у ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ОВЗ — это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённое психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующее получению образования без создания специальных условий.  Такой ребенок в зависимости от вида отклоняющегося развития с трудом овладевает речью, не умеет воспринимать и передавать информацию. Он не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими.

Перед педагогом, работающим с детьми с ОВЗ, ставится целая  система  задач  по  формированию  речемыслительной деятельности,  решение  которых позволит  обеспечить  становление мыслительных процессов у детей:

  1. Формировать и развивать мыслительные операции (соотнесение признаков с предметами и явлениями, соотнесение предметов и явлений по степени выраженности признака, классификация, сравнение, анализ отношений между предметами и явлениями – аналогии).
  2.   2.Формировать  способность  выделять  существенные  признаки  предметов  и явлений и давать определения понятиям (выделение главной идеи, составление загадок, описательных рассказов по плану, формирование логических определений понятий, исправление небылиц и т. д.).
  3. Побуждать к переходу от использования готовых связей между объектами к самостоятельному их открытию (установление логических, в том числе причинно – следственных связей, поиск новых связей между предметами и явлениями и т. д.).
  4. Стимулировать стремление объяснять происходящее и рассуждать (нахождение причин событий, описанных в историях, определение последовательности событий, опровержение ложных суждений и т. д.).
  5. Формировать умения задавать вопросы (произвольная постановка вопроса, переход от вопросов устанавливающего типа к вопросам – гипотезам, осуществление целенаправленного поиска неизвестного с помощью вопроса и т. д.).
  6. Формировать умение понимать скрытый смысл предметов и явлений, умение видеть с разных точек зрения, упражнять в мысленном экспериментировании (определение переносного значения фразеологизмов, нахождение решения в гипотетических ситуациях, понимание многозначности слов).
  7. Развивать планирующую и регулирующую функции речи (действие по словесной инструкции, составление рассказов с использованием опоры на отдельные слова, вопросы, модели, картинки, упражнение в речевом формулировании алгоритма детей).

Необходимо отметить, что решение поставленных задач, требует подготовки и использования разнообразного наглядного материала, так как использование внешних опор облегчает восприятие предъявляемого материала, способствует его успешному усвоению.

Научить детей владеть связной речью, являющейся наиболее сложной стороной речемыслительной деятельности, задача непростая, требующая от учителя высокого мастерства.

 

Как активизировать речемыслительную деятельность ребенка с использованием  педагогических приемов?

Для активизации мышления необходимо проводить такие виды работ:

  • развитие познавательной активности, а познание начинается с ощущений и восприятия;
  • развитие внимания, памяти, оптико-пространственных и временных представлений;
  • формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения;
  • формирование обобщенного познания;
  • развитие способностей к установлению и пониманию причинно-следственных связей между предметами и явлениями;
  • развитие мыслительных операций, позволяющих выявлять различия и сходства между предметами и явлениями (сначала на предметном уровне, а потом на языковом (разница и сходство между звуками, словами, предложениями).

Для активизации словаря можно использовать такие виды работ:

  • отгадывание предметов по описанию;
  • сравнительное описание двух предметов: по противоположности, по сходству;
  • подбор синонимов и антонимов к определенным словам;
  • подбор названий частей к названию целого понятия и наоборот (машина: кузов, кабина, фары; дно, носик, крышка – чайник);
  • подбор частных понятий к общему понятию и наоборот (имена: Петя, Оля, Миша; роза, одуванчик, василек – цветы);
  • толкование многозначных слов (дно у чашки, кастрюли, реки, моря; бьется стекло, сердце, ученик над задачей, птица; холодная погода, рука, вода, снежинка);
  • объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц и поговорок;
  • пересказ и составление рассказа.

Для активизации речевого общения детей необходимо учитывать целый ряд задач, выполнение которых будет решающим условием для успешной работы:

  • активизировать речь в разных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.), значимых для ребенка;
  • расширять эмоциональный опыт детей, учить понимать определенные эмоциональные состояния и выражать их мимикой, жестами, речью;
  • насыщать опыт ребенка сенсорными впечатлениями с помощью слуховой, зрительной, тактильной стимуляции: показать предмет, возможные действия с ним, потрогать предмет, назвать предмет, употребив слово-название в разных предложениях (Большой дом, у дома скамейка, из дома вышли люди, к дому подъехала машина);
  • создавать проблемные ситуации, анализировать их вместе с ребенком, формировать у него умение рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы.

 

Этапы формирования логического мышления у детей:

1.Сравнение, обобщение, группировка, классификация по одному или нескольким признакам:

  • Выделение существенных признаков:
    • Летает – не летает;
    • Съедобное – не съедобное;
    • Каждый знает, что бывает красным (сильным, глубоким, тяжёлым, красивым, колючим…);
    • Отгадывание и составление описательных загадок;
  • Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам:
    • Что на что похоже?
    • Зима – лето (зимой холодно, а летом жарко; летом зеленая трава, а зимой белый снег);
    • Найди предмет, не похожий на другие;
    • Найди ошибку в высказывании (яблоко красное, а груша сладкая);
    • Сравни картинки, найди отличия;
    • Что изменилось?
  • Знакомство с видо-родовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка предметов;
  • Классификация предметов (по одному, двум и более признакам):
    • Скажи наоборот (высокий – низкий, жесткий – мягкий);
    • Вопрос – ответ (чего в лесу больше: деревьев или берез?);
    • Назови одним словом (стол, стул, шкаф, полка – это мебель);
    • Я знаю 5 названий одежды (обуви, посуды…);
    • 4-й лишний (кепка, берет, сапоги, тюбетейка);
    • Установление аналогий (собака — щенок, кошка — … котенок).
    • Что общего и чем отличаются (маляр и художник; чашка и стакан.)?
    • Чего не бывает? Что напутал художник?

2. Моделирование. Мысленное создание объекта или его изменение — самостоятельное получение данных о строении, функционировании, движении, местоположении, возможном изменении в новых условиях, о развитии или создании:

  • Расположи, назови по порядку;
  • Что сначала, что потом;
  • Цепочки;
  • Установление последовательностей и логических рядов.

3. Алгоритмы. Выявление закономерностей в чередовании или размещении фигур, букв, цифр и т.д.; продолжение ряда по алгоритму.

4. Самые разные задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации:

  • Задачи на определение возраста (Дима старше Вани, а Ваня старше Марины. Кто старше: Дима или Марина?);
  • Задачи на отрицание (Оля и Маша на каникулы поехали отдыхать. Одна девочка поехала на дачу, а другая в санаторий. Куда поехала Маша, если Оля не поехала в санаторий?);
  • Задачи на различие (Саша и Игорь жили на разных этажах: один на первом, другой – на пятом. На каком этаже жил Игорь, если Саша жил на пятом?);
  • Задачи на сравнение (Антон учится лучше Ани, а Аня учится лучше Светы. Кто учится лучше всех, кто хуже всех?);
  • Задачи на причинно-следственные зависимости (найди правильное утверждение:
  • Взошло солнце, потому что стало тепло.
  • Стало тепло, потому что взошло солнце;

5. Нахождение нелепых ситуаций;

6. Уточнение скрытого смысла пословиц, загадок;

7. Решение ребусов, кроссвордов.

 

Рекомендации педагогам, как и чем мы можем помочь ребенку в формировании элементов логического мышления:

  • Ученик должен отвечать на вопрос устно, вслух размышляя над условием и рассматривая иллюстрацию. Внимательно отнеситесь ко всем версиям, которые выдвигает ребенок. При решении логических задач не столько важен единственно верный результат, сколько ход мыслей, поиск вариантов, исследование возможностей – мысленное или наглядно-практическое.
  • При раскрашивании картинки или дорисовывании ряда образов по заданному условию, посоветуйте  ученику подобрать карандаши нужного цвета, разложить их  на  картинках,  сверить  эту  комбинацию  с условием задачи и только затем раскрашивать.
  • Предложите ребенку писать простым карандашом, чтобы можно было стереть как в случае ошибки, так и для повторного решения через какое-то время. Не ограничивайте фантазию ребенка, пусть он и сам изобретает для ответов графические символы.
  • Предложите ребенку сформулировать свой вариант задачи по аналогии с предложенным. Включитесь в составление задач и сами. Покажите возможность построения аналогичных задач. Например, если вы решали задачу о том, сколько всего яблок растет на березе, и выяснили, что на березе яблоки не растут, через некоторое время придумайте новую. Например,  о желудях на осине или об огурцах на пальме.
  • Если ребенок решил задачу не так, как вы предполагали, не говорите ему категорично, что он допустил ошибку. Предложите объяснить свои действия и найти другой вариант решения.
  • Хвалите ребенка, дайте ему почувствовать уверенность в своих силах.

Таким образом, систематическая работа педагога позволяет не только обогатить словарь детей, стимулировать развитие фразовой и связной речи, но и развивать их речемыслительную деятельность, которая в свою очередь обеспечивает возможность успешной социализации в обществе.

 

Литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь.  М.: Лабиринт. 2012
  2. Захарова Л. Н., Черкасов В. А. Особенности формирования и современные технологии обучения эффективной речемыслительной деятельности учащихся как основа формирования языковой компетенции // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 21-24.
  3. Мамайчук И.И.  Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.  СПб, 2003.
  4. Ткаченко Т.А.  Логические упражнения для развития речи. М., 2014.

Зезюлина Светлана Владимировна
учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №26 «Жемчужинка»
г. Смоленск

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *