Особенности логического мышления и повышение уровня его развития в рамках логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: в статье рассматриваются результаты теоретического анализа и экспериментального исследования проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент показал необходимость проведения логопедической работы в рамках составленного методического комплекса занятий. Контрольный эксперимент позволил подтвердить гипотезу исследования.
Ключевые слова: логическое мышление, общее недоразвитие речи, старший дошкольный возраст, педагогические условия.
Актуальность изучения проблемы развития логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) определяется рядом теоретических и практических причин. Прежде всего, логическое мышление является важным фактором успешной подготовки ребёнка к школьному обучению [4, с. 114]. Оно лежит в основе овладения такими базовыми навыками, как чтение, письмо и счёт. Дети с ОНР часто сталкиваются с трудностями в развитии логического мышления, что обусловлено ограничениями в речевой сфере. Это приводит к риску школьной неуспешности, снижению самооценки и затруднениям в социальной адаптации [2, с. 106; 5, с. 234].
Объект исследования – процесс развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования – педагогические условия развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития логического мышления при проведении логопедической работы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи:
- На основе анализа литературных источников проанализировать понятие о логическом мышлении и его характеристику.
- Охарактеризовать особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Определить педагогические условия развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общем недоразвитием речи.
- Экспериментально проверить эффективность логопедической работы по развитию логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: составленный методический комплекс логопедических занятий по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, что проявится в повышении уровня развития логического мышления у детей экспериментальной группы после проведения занятий по комплексу.
Обратимся к результатам теоретического анализа.
Развитие мышления у дошкольников, особенно детей с общим недоразвитием речи (ОНР), является сложным и многоступенчатым процессом, который требует системного подхода. Логическое мышление выступает основой для формирования ключевых психических функций и успешной подготовки к обучению в школе [3, с. 102; 6, с. 204].
Развитие логического мышления у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) тесно связано с их речевыми возможностями. Недоразвитие речи приводит к замедленному формированию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации, а также к трудностям в освоении причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений [8, с. 206].
Создание эффективных психолого-педагогических условий и проведение специализированной коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) являются необходимыми для полноценного формирования их логического мышления. Логопедическая работа, направленная на коррекцию речевых нарушений, тесно связана с развитием когнитивных процессов, таких как внимание, память, восприятие и аналитическое мышление [7, с. 321].
Экспериментальное исследование проводилось в ГБУ ОО ЗО «МСКОШИ» «Гармония» г. Мелитополь. В исследовании приняли участие 20 старших дошкольников в возрасте 6-6,5 лет. Из них 10 детей – экспериментальная группа – с общим недоразвитием речи и 10 детей – сравнительная группа – с нормальным речевым развитием.
В констатирующем и контрольном экспериментах использовались следующие диагностические методики:
- Субтест №4 «Сходство» тестовой методики Векслера (адаптация А.Ю. Панасюка) – субтест позволяет оценить уровень развития способности ребенка логически обобщать получаемую информацию [1, с. 43-45].
- Методика анализа уровня сформированности интеллектуальных умений (Цветные матрицы Дж. Равена) – направлена на определение степени развитости основных интеллектуальных умений [1, с. 61-78].
В целом на основании результатов основного блока методик формулировался вывод об уровне развития словесно-логического мышления у старших дошкольников – низком, среднем, либо высоком уровнях.
На рис.1 представлено сравнение распределений детей двух групп – экспериментальной и сравнительной – по уровням развития словесно-логического мышления.
Рис.1. Процентное распределение детей двух групп по уровням развития словесно-логического мышления
Следовательно, можно говорить о том, что старшим дошкольникам с общим недоразвитием речи в выборке в основном свойственен низкий уровень развития словесно-логического мышления, а старшим дошкольникам с нормальным речевым развитием в выборке в основном свойственны средний и высокий уровни развития словесно-логического мышления.
При этом можно говорить о том, что уровень развития словесно-логического мышления у детей с нормальным речевым развитием в обследованной выборке выше, чем у детей с общим недоразвитием речи.
Полученные результаты на этапе первичной диагностики показывают целесообразность проведения с детьми экспериментальной группы коррекционно-развивающей логопедической работы по развитию логического мышления.
Коррекционно-развивающая работа в рамках формирующего эксперимента представляла собой составление и проведение методического комплекса занятий по развитию логического мышления.
Составленный методический комплекс состоял из 12 занятий, проведение рассчитано на 1 месяц по 3 занятия в неделю. Каждое занятие проводилось в групповой форме. Максимальное количество детей в группе – 10 человек. Продолжительность одного занятия – 30 минут.
На рис.2 представлено сравнение процентного распределения детей с общим недоразвитием речи по уровням развития словесно-логического мышления до и после проведения методического комплекса занятий.
Рис.2. Сравнение процентного распределения детей по уровням развития словесно-логического мышления до и после методического комплекса
Из рис.2 видно, что по низкому уровню развития словесно-логического мышления количество детей до проведения с ними комплекса занятий превышает количество детей после проведения с ними данного комплекса (70% и 40%). С другой стороны, по среднему уровню количество детей после проведения с ними комплекса больше, чем до его проведения (50% и 30%).
Также после проведения коррекционно-развивающей работы среди детей с общим недоразвитием речи появился ребенок с высоким уровнем развития словесно-логического мышления (10%).
Следовательно, можно утверждать, что после проведения методического комплекса занятий уровень развития словесно-логического мышления у детей экспериментальной группы повысился.
Таким образом, на основании проведенного экспериментального исследования его гипотеза подтвердилась. Т.е. было доказано, что составленный методический комплекс логопедических занятий по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является эффективным, что проявилось в повышении уровня развития логического мышления у детей экспериментальной группы после проведения занятий по комплексу.
Список использованной литературы
- Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Педагогика-Пресс, 2003. – 192 с.
- Беккер К.П., Совак М.П. Логопедия / К.П. Беккер, М.П. Совак. – М.: Медицина, 1999. – 288 с.
- Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И.Т. Власенко; НИИ дефектологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1990. – 183 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1999. – 352 с.
- Гальперин П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. – М.: Лабиринт, 2022. – 400 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2016. – 368 с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург, 2005. – 424 с.
- Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 378 с.
Дмитрук Наталья Владимировна
студент Мелитопольского государственного университета
г. Мелитополь