Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя по формированию грамматических категорий

Одной из главных задач дошкольного учреждения, независимо от профиля, является подготовка детей к школе.

Коррекционная работа в группе детей с общим недоразвитием речи осуществляется под руководством и контролем логопеда. Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении речевых нарушений, а также связанных с ними неречевых процессов. Кроме того, он должен знать не только характер этих нарушений, но и владеть основными приемами  коррекционного воздействия для исправления некоторых из них.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т.д.

С первых дней пребывания детей в группе воспитатель и логопед определяют основные направления обучения и воспитания детей с отклонениями в речевом развитии. Это формирование звуковой культуры речи, обогащение словарного запаса, обучение грамматически правильной речи, воспитание речевой активности.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Воспитатель является помощником логопеда в исправлении речевого и сопутствующих нарушений. К коррекционным задачам, осуществляемым воспитателем, можно отнести следующие:

  • закрепление речевых навыков на  индивидуальных и фронтальных занятиях по заданию логопеда;
  • максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе  режимных моментов;
  • систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
  • развитие внимания и памяти —  процессов тесно связанных с речью;
  • совершенствование словесно —  логического мышления как одной из функций речи;
  • развитие артикуляционной и пальцевой моторики, связанных с речевой функцией.

В настоящее время у логопедов практиков существует два основных подхода к планированию занятий: лексический и лексико-грамматический.

При лексической подходе логопед выбирает для занятий словарные темы: «Овощи», » Продукты питания», «Домашние животные». В рамках темы логопед намечает для изучения разные лексико-грамматические категории. Например, тема занятия «Овощи». Лексико-грамматические категории:

  • предлоги: в, на, под, из (в земле, из земли, под землей, и т.д.);
  • согласование прилагательных с существительными в роде ( зеленый огурец, зеленая капуста);
  • относительные прилагательные (морковный сок, картофельные котлеты, гороховый суп, кабачковая икра);
  • приставочные глаголы (выкапывать, перекапывать, закапывать и т.д.).

При таком подходе основное внимание и логопеда и детей сосредотачивается на овощах, способе их выращивания, месте произрастания, свойствах и качествах, то есть на знаниях и сведениях, а никак  на лексико-грамматических категориях. В то же время, объединенные  в одно занятие различные по сложности лексико-грамматические категории не могут быть усвоены при столь  беглой, внесистемной подаче.

Автор Ткаченко придерживается другого подхода — лексико-грамматического. При лексико-грамматическом подходе логопед планирует для изучения на занятиях одну из лексико-грамматических категорий:

  • предлог «на»;
  • согласование числительных «один», «одна»  существительными;
  • предложный падеж;
  • существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.

Для эффективного усвоения учебного материала в ходе каждого занятия делать произносительный акцент на изучаемой грамматической форме, то есть выделять голосом предлог, окончания существительных, прилагательных мужского и женского рода и т.д.

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий речи детей нередки ошибки — аграмматизмы. Как исправлять их, чтобы не снизить речевую активность дошкольников?

Ошибки нельзя повторять. Ребенку надо коротко указать: «Неверно», «Неправильно». Правильный вариант ответа сначала следует искать с помощью детей. Полезно использовать проговаривание правильного варианта хором. Все занятия желательно проводить в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Использование элементов соревнования, драматизации делает занятия более живыми, интересными, результативными.

Таким образом, следует отметить, что преемственность в деятельности логопеда и воспитателя, их тесное сотрудничество и взаимодействие позволяет сделать сложный и многогранный процесс коррекционно — педагогического воздействия более успешным и эффективным.

Значение коррекционно — педагогической работы логопеда и воспитателя в продуктивной деятельности.

На занятиях по ИЗО можно успешно развивать речевые средства: обогащать словарь, уточнять значение слов, их грамматические формы, например, согласование прилагательных с вопросительным словом или  с определяемым, различение ( а затем и правильное употребление) слов в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме.

П.С. Трифеева,  Л.Г. Успенская видят  важность  заданий, включающие словарную, вопросно-ответную работу для развития грамматических категорий. Они должны усложняться по мере улучшения качества речи. Логопед знакомит детей с названиями  предметов, из признаками и действиями, используя вопросы: «Что это?», «Кто это?», «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Что делает?», «Для чего служит этот предмет?». С их помощью дети учатся образовывать различные словоформы (яблоко — яблочко, учить — учитель, дом — домашний).

Немаловажное значение имеет работа над предлогами. Сначала дети получают представления о предлогах «на», «в», «под», «за», «над», а затем правильно учатся употреблять их в своей речи. Например, «На столе много тарелок», «Над нами пролетел самолет», «В вазе цветы». Затем будут более сложные предлоги: «перед», «у», «около», «между». Например, «Перед домом стоит машина», «Около тарелки лежит ложка».

После следует выполнить упражнение по образованию и использованию словосочетаний. Например, существительное плюс прилагательное: «тяжелый молоток», «письменный стол».

Затем существительное плюс глагол: «мальчик копает», «цветок растет». Данная работа проводится для развития грамматических категорий ( согласование их в падеже, образовании относительных прилагательных). Например, «чайник (какой?) — большой, тяжелый, круглый, зеленый», «мальчик ( что делает?) — читает, играет, убирает, моет», «убрал (что?)  — книгу, постель, тарелку, яблоко, мячик».

Затем задания усложняются, образуя распространенные предложения (существительное плюс глагол и прямое дополнение): «Маша читает книгу», «Саша убирает посуду».

Для формирования грамматического строя речи надо расширять использование форм единственного и множественного числа в именительном падеже.

Итак, на примере продуктивной деятельности можно сделать вывод, что в процессе ее осуществления, воспитатель выполняет не только образовательные задачи, но и коррекционные. Дети, находясь целый день с воспитателем, подражают его речи, тем самым подбирая правильное сочетание грамматических категорий.

Итак, успешность, эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателем. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, в спальне, игровом уголке, на улице и т.д. Он работает  с детьми весь день и имеет возможность повторять наработанный логопедом речевой материал и закреплять грамматические категории, новые слова, без чего нельзя их ввести в самостоятельную речь.

Подводя итог, следует отметить, что работа логопеда предшествует работе воспитателя  по развитию грамматических категорий. Ведь воспитатель должен закреплять результаты, полученные на логопедических занятиях во всех видах деятельности — учебной и внеучебной. Поэтому совместная работа логопеда и воспитателя — это процесс, требующий применения различных методических приемов по развитию грамматических категорий в условиях коррекционного учреждения. А это, в свою очередь — залог успешной учебы ребенка в школе.

Матвеева Ирина Викторовна
учитель-логопед, ГБУ РБ Центр «Детство»
Республика Башкортостан, г. Кумертау

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *